Вице-премьеры и губернаторы обсудили готовность регионов к экономическому прорыву

Деньги для этого у них есть, уверены в правительстве
Отношение долга регионов к их налоговым доходам снизилось до 27% с 30–35% в предыдущие годы, сообщил Силуанов
Отношение долга регионов к их налоговым доходам снизилось до 27% с 30–35% в предыдущие годы, сообщил Силуанов / Сергей Бобылев/ТАСС

«Давайте говорить не о деньгах», — предложил вице-премьерам и губернаторам председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, открывая дискуссию Гайдаровского форума «Национальные цели и социальные вызовы: региональный аспект». Важно понять, готовы ли регионы к выполнению задач, поставленных в майском указе президента Владимира Путина, за что отвечают они, а за что — федерация, почувствует ли население изменения в своей жизни уже в 2019 г., перечислил депутат. Приглашенному к дискуссии первому вице-премьеру Антону Силуанову он предложил сразу же сократить трансферт или устроить иные «серьезные неприятности» любому из присутствующих губернаторов, кто попросит у него дополнительных денег.

Готовы ли регионы к новому указу Путина

60% задач из президентского указа предстоит выполнять регионам, отметил Силуанов. Сейчас, в отличие от предыдущей «шестилетки», правительство выстраивает вертикальную систему управления президентскими задачами: есть национальные проекты, в состав которых входят федеральные проекты, взаимосвязанные, в свою очередь, с региональными, описал он отличия. Кроме того, теперь правительство понимает, что возлагать на регионы новые обязательства нельзя, поэтому их доля в дополнительном финансировании национальных проектов — 5% и даже меньше, остальное дает федерация. Главная задача регионов — грамотно организовать выполнение поставленных задач. Но в их правительствах, по мнению первого вице-премьера, не всегда есть способные на это специалисты.

В последние шесть лет регионы были вынуждены наращивать госдолг, чтобы увеличивать зарплаты бюджетникам, выполняя майские указы предыдущей «шестилетки» Путина, признал Силуанов. Делали они это в ущерб инвестициям, и теперь для выполнения национальных проектов им выделят дополнительные ресурсы, только в следующем году — 600 млрд руб. В этих средствах «сидят» и инвестиции, заверил Силуанов — в строительство дорог, жилья, развитие коммунального хозяйства. Кроме того, регионам будут передавать акцизы на нефтепродукты, которые пополнят их дорожные фонды. По сравнению с тем, что было три-четыре года назад, финансовое состояние регионов стало более устойчивым и позволяет приступить к реализации национальных проектов, резюмировал первый вице-премьер. В прошлом году профицит консолидированного бюджета регионов составил 505 млрд руб. после дифицита в 52 млрд в 2017 г. Отношение долга регионов к их налоговым доходам снизилось до 27% с 30–35% в предыдущие годы, сообщил Силуанов.

Состояние бюджетов за 2018 г. можно оценить как удовлетворительное, была более осторожна курирующая социальные вопросы вице-премьер Татьяна Голикова. Это точка возврата в 2008 г., когда достаточно большие возможности для расходов были ограничены экономическим кризисом. Мы все время находимся в циклическом процессе, который не позволяет развернуть потенциал регионов наиболее полно, посетовала Голикова.

После 2012 г. регионы увеличивали госдолг, мотивируя это необходимостью повышать зарплаты и ликвидировать ветхий аварийный жилищный фонд, события 2014 г. резко усугубили ситуацию, напомнила Голикова. Их возможности вкладывать в социальную инфраструктуру сузились, рост рождаемости и снижение смертности замедлились, а в 2017 г. наложились последствия демографической ямы 1990-х гг. Бедность в абсолютном большинстве регионов росла: социальные пособия не менялись — эти расходы сдерживались, а возможности экономического роста были ограничены. Из этой сложной ситуации региональные бюджеты должны выйти в ближайшее время — в первую очередь, благодаря реструктуризации региональных кредитов и расширению доходной базы.

Будут ли качественные изменения уже в 2019 г., во многом зависит от выбора приоритетов и распределения регионами финансовых ресурсов, подчеркнула Голикова. На четыре национальных проекта в социальной сфере — демографии, образовании, здравоохранении и науке — выделяется 6,6 трлн руб., из которых около половины уйдет на текущие выплаты, и около половины — на модернизацию инфраструктуры (капитальное строительство, приобретение оборудования и ряд других расходов). Первые 50% во многом влияют на настроения в регионах, сказала Голикова, но важно, чтобы развитие инфраструктуры поспевало за текущими расходами, обеспечивающими новое качество услуг.

Возможности для инвестирования и «рывка» у всех регионов различны, обратил внимание Макаров: 57% доходов от налога на прибыль и 55% от НДФЛ достаются 10 крупнейшим регионам страны. Дифференциация — особенность России, ответил Силуанов, чтобы выровнять возможности регионов используются трансферты.

Национальные проекты носят выравнивающий характер: регионы с более низкой бюджетной обеспеченностью получили относительно больше денег, заметил губернатор Пермского края Максим Решетников. Пермский край в этом году должен получить почти 9 млрд руб. межбюджетных трансфертов, большая часть —на нацпроекты. Все соглашения по ним должны быть заключены до 15 февраля, пока заключено четверть из них. «Мы уже идем на красных флажках», — предупредил Решетников. Три-четыре недели уйдет на то, чтобы довести деньги до муниципалитетов, те выйдут на конкурсные процедуры в лучшем случае в начале апреля, а контракты будут заключены в конце мая, при том что у многих регионов строительный сезон длится с мая по сентябрь. Правительство Пермского края, по словам Решетникова, большую часть соглашений с муниципалитетами заключает до 1 января и даже по федеральным трансфертам старается брать на себя риски неполучения федеральных денег, чтобы не затягивать заключение контрактов. Заключайте соглашения, деньги придут, напутствовал Силуанов.

Спор о целях

За достижение национальных целей спрос будет с правительства, с конкретных вице-премьеров, сказал Силуанов, за национальные проекты — с министров и их замов. Для регионов на Госсовете были определены 15 целевых показателей, среди которых сумма инвестиций, снижение бедности, создание новых рабочих мест, увеличение продолжительности жизни и т. д.

Важен компромисс между министерствами и регионами, считает Силуанов. Например, если выделены деньги на фельдшерско-акушерские пункты, но регион считает, что для увеличения продолжительности жизни нужен ремонт больницы или дороги, то Минздрав может и поменять назначение этих денег, считает Силуанов. С ним поспорила Голикова: если начать перелопачивать проделанную правительством работу и менять фельдшерско-акушерские пункты на больницы, то правительство просто не выполнит цели, поставленные на 2019, 2020 и 2021 гг.

Поверят ли люди в работу властей?

Есть ощущение, что люди заранее не верят в реализацию поставленных президентом целей и уже сейчас ищут виноватых в том, что они не будут достигнуты, заметил Макаров. И спросил двух вице-премьеров, верят ли они лично в результат. «Верю, потому что знаю, как самоотверженно над этим работают мои коллеги», — сказала Голикова. «Справимся», — считает Силуанов.

Как проходит первый день Гайдаровского форума