Великобритания и Евросоюз стали готовиться к жесткому Brexit
Инвесторов это пугает, но некоторые считают такие страхи контриндикатором«Связанная с Brexit неопределенность существенно усугубилась с последнего заседания» комитета по ставкам в ноябре, заявили в четверг управляющие Банка Англии по итогам декабрьской встречи. Оставив базовую ставку на уровне 0,75%, они снизили прогноз роста ВВП Великобритании в IV квартале с 0,3 до 0,2% и заявили, что аналогичная картина будет наблюдаться в экономике в начале 2019 г.
Рождественский период будет непростым для розницы: потребители уже осторожничают, а могут занервничать еще больше, опасаясь за свои рабочие места в случае Brexit без договоренности с ЕС, пишет аналитик ING Джеймс Смит. «Компании, по крайней мере на ближайшее время, отложат решения о найме и инвестициях», – добавляет он. Беспокойство охватило финансовые рынки. С начала года инвесторы вывели из фондов британских акций $9,8 млрд, отмечает Bank of America Merrill Lynch: это рекордная сумма за аналогичный период с тех пор, как стали собираться данные.
«Взгляд людей на британские акции слишком пессимистичный и краткосрочный, они также не делают различия между экономикой и фондовым рынком», – не согласен Майк Кооп, директор по управлению портфелями Morningstar Investment Management (цитата по The Wall Street Journal). Brexit – это «изменение условий торговли, а не фундаментальные изменения в макроэкономике, денежной политике или регулировании». Британский рынок покажет в 2019 г. лучшие результаты, чем американский, считает Кооп, увеличивающий ставки на активы в фунтах.
В среду начался отсчет последних 100 дней до 29 марта 2019 г., когда Великобритания должна официально покинуть Евросоюз.
Но план развода, который премьер-министр Тереза Мэй согласовала с Еврокомиссией, застрял в парламенте. И ЕК представила пакет из 14 односторонних мер с целью обеспечить «управляемый выход в отсутствие соглашения», смягчив негативные последствия в таких областях, как авиасообщение, финансовые услуги, грузоперевозки.
В свою очередь британское правительство выделило 3500 военнослужащих для помощи государственным органам на таможне, в транспортном обеспечении и др. Жесткий Brexit может привести к огромным очередям на границах, нарушению поставок и производственных цепочек, проблемам с обеспечением продовольствием и медикаментами. Министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок заявил во вторник, что стал «крупнейшим в мире покупателем холодильников» для увеличения запасов лекарств. Правительство намерено в ближайшие недели проконсультировать около 80 000 компаний по вопросу о том, как готовиться к Brexit без соглашения с ЕС.
В своем плане Брюссель намерен, в частности, на год обеспечить продолжение прямого авиасообщения между городами Великобритании и ЕС (но британские компании не смогут, например, доставив пассажиров из Лондона в Париж, лететь далее в Рим или любой другой небританский город).
Один из важнейших вопросов – обеспечение работы рынка деривативов. Брюссель планирует разрешить компаниям ЕС еще год пользоваться британскими клиринговыми палатами и два года – центральными депозитариями, а также даст год для изменения условий договоров по сделкам с внебиржевыми деривативами.
ЕК также разрешит британским грузовикам еще девять месяцев поставлять товары в ЕС на текущих условиях, если Лондон даст такое же право континентальным перевозчикам. Но из заявления ЕК четко следует, что никаких послаблений в торговле товарами и услугами британцам ждать не приходится – они сразу будут обложены пошлинами ЕС. А британские банки, управляющие и страховые компании не смогут предоставлять услуги в других странах союза. Никаких послаблений Брюссель не предлагает и по одному из самых острых вопросов: при отсутствии соглашения между Республикой Ирландией и Северной Ирландией возникнет физическая граница.
По словам европейских дипломатов (их мнения приводит Financial Times), некоторые сторонники Brexit по-прежнему «живут в «Ла-ла Ленде», полагая, что ЕС, опасаясь проблем, пойдет Британии навстречу в спорных вопросах. Перейти к «планирующему снижению», не рухнув, Британия может, только договорившись о продлении членства в ЕС после 29 марта, что даст сторонам больше времени на подготовку развода, сказал высокопоставленный чиновник ЕС.
«Они найдут решение, должны будут найти», – уверен Стивен Джен, гендиректор Eurizon SLJ Capital. Он положительно оценивает перспективы фунта, считая его перепроданным из-за страха жесткого Brexit. Пол О’Коннор, директор по британским инвестициям Janus Henderson, также видит возможности для покупок на «нелюбимом» инвесторами рынке. Возможность сильного удара по экономике уже включена в цены, поэтому рынок сможет перенести плохие новости, сказал WSJ О’Коннор, который покупает акции крупных британских компаний. Хотя курс фунта с начала 2016 г. упал на 14% к доллару и на 18% – к евро, индекс FTSE 100, большинство в котором составляют транснациональные компании, вырос на 6,7%. При этом британские акции заметно дешевле американских: у компаний FTSE 100 отношение капитализации к прогнозируемой на ближайшие 12 месяцев прибыли составляет 11,59, а у S&P 500 – 15,51, по данным Refinitiv.