Власти определили принципы системы маркировки товаров
У бизнеса к ней по-прежнему остаются вопросы«Есть абсолютно четкое понимание, что все сообщество, вся экономика в итоге заплатит за создание этой системы [маркировки]», – впервые прокомментировал систему маркировки, которая в будущем охватит значительную часть товарных потоков в России, вице-премьер Максим Акимов, выступая в четверг на конференции «Ведомостей». А также рассказал, как в итоге будет работать система.
Система маркировки получит статус государственной информационной системы (ГИС), рассказал Акимов. Правила экспулатации такой системы определяет правительство. ГИС работает по жестким правилам, напоминает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, хотя многие крупные ГИС регулируются отдельными постановлениями правительства, предусматривающими послабления. Будут они и у системы маркировки, рассказывали ранее собеседники «Ведомостей»: оператор системы – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) сможет сам вносить изменения в систему и лишь потом согласовывать их с государством. Регламент работы новой ГИС еще предстоит определить оператору с правительством, рассказывал человек, знакомый с обсуждением в правительстве.
Исключительные права на информацию, данные и программное обеспечение будут принадлежать государству, рассказал Акимов, распоряжаться ими без разрешения производителя, дилера или другого участника нельзя. Доступ же к обезличенным данным должен быть бесплатным и недискриминационным для всех участников системы, но при условии согласия тех, кто предоставил данные. Чтобы аналитика этих данных, позволяющая фактически в режиме виртуального склада видеть всю цепочку, не рождала рыночных дискриминаций, объяснил Акимов: «Никто не получил абсолютную рыночную власть, сосредоточенную в одном месте, которая бы позволила манипулировать рынком».
Бизнес выступил с критикой – сейчас дистрибуторы и аптечные сети продают эти данные производителям, им будет невыгодно соглашаться на свободный доступ к ним, сказал замгендиректора Stada CIS Иван Глушков. Проблема существует, но вряд ли стоит решать ее руками государства, ответил Акимов, если же какие-то серьезные проблемы возникнут – «вернемся к обсуждению этих принципов». Ранее сотрудники компаний, участвующих в пилотной маркировке, говорили «Ведомостям», что нет единой позиции, нужно ли давать данные о товарах аналитикам и рынку. Сам ЦРПТ не сможет зарабатывать на использовании данных, кроме случаев, предусмотренных соглашением о ГЧП, которое должно быть заключено с правительством. Какие это случаи, председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин не уточнил.
Проект маркировки стартовал в 2016 г. с меховых изделий. До 2024 г. под контроль ЦРПТ перейдут все группы товаров, первые 12 категорий – от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья – с 2019 г. Критерии отбора товаров в систему – предмет оживленных дискуссий, говорит Акимов: скорее всего, критерием станет значительная доля либо серого оборота, контрафакта, либо рисков, например, для здоровья людей. В правительстве дискуссия маркировать все товары постепенно утихает, нужно серьезно подойти к вопросу, признал он.
Согласно проекту соглашения о ГЧП за маркировку каждого товара ЦРПТ собирается брать 50 коп. без учета НДС, кроме жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб. Маркировка молочной продукции принесет оператору 27 млрд руб. в год, заявила региональный вице-президент по корпоративным отношениям в России и СНГ Danone Марина Балабанова: «Вся поддержка молочной отрасли и молочной переработки составляет 31 млрд руб. в год». За 15 лет его действия ЦРПТ планировал потратить более 205 млрд руб. на инвестиции, госвложения в проект не предусмотрены. Оператор, которого еще в конце 2017 г. без проведения конкурса назначил премьер Дмитрий Медведев, на 50% он принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.