Власти усилят контроль за системой маркировки товаров

А бизнес получит доступ к собранным данным
Маркировка не останется без надзора правительства (на фото слева направо: гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов и бизнесмен Алишер Усманов)
Маркировка не останется без надзора правительства (на фото слева направо: гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов и бизнесмен Алишер Усманов) / Сергей Гунеев / РИА Новости

«Ведомости» ознакомились с проектом концепции маркировки, которая в будущем охватит значительную часть товарных потоков в России. Подготовить документ в конце октября поручал премьер Дмитрий Медведев. Подлинность концепции, разработанной Минпромторгом, и копии протокола совещания у премьера подтвердили два разных федеральных чиновника.

Подготовка концепции затянулась из-за спора чиновников, которые никак не могли решить, как контролировать систему. Окончательно договориться удалось только в пятницу на совещании у вице-премьера Максима Акимова, курирующего проект, рассказали два чиновника.

Медведев требовал, чтобы информация системы принадлежала государству, а бизнес получил недискриминационный доступ к ней. Кроме того, он поручил правительству решить, нужно ли наделить систему маркировки статусом государственной информационной системы (ГИС) и не стоит ли разделить функции маркировки товаров и оператора данных. От последней идеи на совещании у Акимова решили отказаться, знают два собеседника «Ведомостей»: всерьез она даже не обсуждалась, будет единый оператор. Еще в конце 2017 г. Медведев назначил им без проведения конкурса Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.

Пересматривать основы всего проекта через год после его запуска странно, удивлен чиновник финансово-экономического блока. При разделении операторов пришлось бы создавать новую информационную систему, откладывать маркировку табака и лекарств (должна начаться с марта 2019 г. и с января 2020 г. соответственно) и вообще сам проект, согласен другой чиновник.

А вот контроль за системой будет усилен – она все же получит статус ГИС. Обычно государство определяет правила эксплуатации ГИС, накладывает ограничения, оператор обязан проводить конкурсы по процедуре госзакупок. ГИС работает по жестким правилам, говорит аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, хотя многие крупные ГИС регулируются отдельными постановлениями правительства, предусматривающими послабления. Будут они и у системы маркировки, рассказывают собеседники «Ведомостей»: ЦРПТ сможет сам вносить изменения в систему и лишь потом согласовывать их с государством, регламент работы новой ГИС еще предстоит определить оператору с правительством. Решение наделить систему статусом ГИС не несет никаких выгод для проекта – удлиняет срок внедрения системы и усложняет процесс для оператора, предупреждает человек, знакомый с участником обсуждения. Маркировка – первый пример ГИС с частным оператором после принятия закона, разрешающего ГЧП в отношении IT-систем, поэтому, как она в итоге будет работать, не ясно, считает Казарян.

Бизнес беспокоит, получит ли он доступ к данным системы. Иностранный бизнес уже просил об этом Медведева во время его встречи с Консультативным советом по иностранным инвестициям (КСИИ).

Цена маркировки

Согласно проекту соглашения с правительством за маркировку каждого товара ЦРПТ собирается брать 50 коп. без учета НДС, кроме жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб. За 15 лет его действия ЦРПТ планировал потратить более 205 млрд руб. на инвестиции, госвложения в проект не предусмотрены

Только доступ к информации из системы превратит расходы производителей на маркировку в их инвестиции, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Благодаря данным о движении товара бизнес сможет лучше контролировать издержки, согласен представитель ЦРПТ.

Оператор должен обеспечить бизнесу недискриминационный доступ к обезличенным данным на условиях, которые определит правительство, говорится в концепции. Должен быть предусмотрен доступ к обработанным данным, IT-, аналитические и другие компании могли бы предоставлять необходимые сервисы, но необработанные данные могут быть раскрыты лишь с согласия передавшейих компании, объясняет представитель ЦРПТ.

У бизнеса нет единой позиции, передавать или нет аналитикам и рынку данные о товарах, говорит сотрудник одной из компаний, участвующих в пилотной маркировке. Главное, чтобы у всех игроков был одинаковый доступ, отмечает сотрудник другой такой компании. Должен быть создан удобный интерфейс, который позволит бизнесу соглашаться на обработку данных или запрещать ее, уточняет собеседник «Ведомостей», знакомый с дискуссией в правительстве. Сам ЦРПТ не сможет зарабатывать на использовании данных, кроме случаев, предусмотренных соглашением о создании системы, которое должно быть заключено с правительством. ЦРПТ поддерживает такой подход, говорит его представитель.

Еще одна проблема, беспокоившая бизнес, – критерии отбора товаров, которые будут маркироваться. Сейчас ЦРПТ маркирует табак и обувь, а в ноябре Федеральная налоговая служба передала ему систему маркировки лекарств. С 2019 г. будет подключено еще
12 категорий товаров – от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. А к 2024 г. маркировка должна охватить все отрасли промышленности, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

КСИИ предлагал три критерия: доля контрафактной продукции, соотношение цены и издержек на маркировку, эффект от нее для бизнеса. Минпромторг в проекте концепции предусмотрел шесть таких критериев: размер рынка, экспертные оценки доли незаконного оборота, структура возможных затрат бизнеса на маркировку, стоимость товаров, доля импорта, а также мелкого бизнеса. Критерии слишком размыты, жалуется топ-менеджер производителя товаров массового спроса, а по доле контрафакта точных данных и вовсе нет. Представитель Акимова отказался от комментариев, а представитель Минпромторга не смог ответить на запрос «Ведомостей» в воскресенье.