Власти ищут способы борьбы с контрафактом в промышленности
Под обязательную маркировку могут попасть авиационные и автомобильные запчасти, а также трубыПроект маркировки товаров может охватить не только потребительский, но и промышленный сектор. Авиационные и автомобильные запчасти, а также трубы должны маркироваться «в обязательном порядке», заявил замминистра промышленности Виктор Евтухов. Их маркировку, «безусловно, необходимо будет вводить», цитирует его «Интерфакс».
По планам правительства до 2024 г. маркироваться должны все потребительские товары. Уже со следующего года – 12 групп: от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. Так власти хотят бороться с контрафактом и уклонением от налогов.
Оператором системы премьер Дмитрий Медведев назначил Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Сейчас ЦРПТ маркирует табак и обувь, а в ноябре ФНС передала ему и систему маркировки лекарств.
До конца года с ЦРПТ будет подписано соглашение, рассказал Евтухов. Согласно его проекту за маркировку каждого товара ЦРПТ собирается брать 50 коп. без учета НДС, кроме жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб.
ЦРПТ готов включаться в работу по маркировке любых товарных групп в сжатые сроки, если такое решение будет принято участниками рынка и государством, прокомментировал инициативу Минпромторга заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов. Система, по его словам, может работать с любой технологией маркировки и требует минимальной адаптации бизнес-процессов.
Инициативу маркировать трубы Евтухов объяснил проблемой контрафакта: трубы, которые подлежат замене, обрабатываются и «снова закладываются, а иногда закладываются как новые». По его словам, код, возможно, будет наноситься лазером.
Маркировать трубы (полимерные, из полиэтилена, пластмассовые, чугунные) в письме Евтухову от 8 ноября предлагала Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС). «Ведомости» ознакомились с копией письма, подлинность подтвердил заместитель гендиректора АПТС Дмитрий Чуйкин. По оценкам ассоциации, порядка 30% рынка напорных труб из полиэтилена является подделкой. А по оценкам Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), 75% демонтируемых нефте- и газопроводных труб нелегально используется повторно – в строительстве и ЖКХ, что приводит к авариям. Потери трубного бизнеса ФРТП оценивает в 30–40 млрд руб. в год.
Маркировка помогла бы борьбе с контрафактом, но идея Минпромторга пока очень «сырая, необходимых технологий не существует», говорит директор ФРТП Игорь Малышев, а затраты на маркировку лягут на производителей, которые будут вынуждены увеличивать цены, насколько позволит рынок. Метки сами по себе недорогие и не увеличат стоимость продукции, не согласен Чуйкин, но есть технические проблемы с их нанесением на трубы.
Зачем нужна специальная маркировка автомобильных запчастей, непонятно, удивляется совладелец производителя автокомпонентов. На рынке много контрафакта, поэтому производители сами маркируют свою продукцию – крупные детали и узлы, замечает он, маркировать мелкие не имеет смысла: слишком дорого.
В в2в-сегменте проблема контрафакта стоит острее, чем в потребительском, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, особенно это касается высокотехнологичных отраслей: авиа- и судостроения, машиностроения, трубной отрасли. Маркировка не повлияет на стоимость продукции, считает он: расходы на нее составляют доли процента от стоимости товара.
«Вертолеты России» (входят в «Ростех») участвуют в межведомственной отраслевой рабочей группе, сформированной Минпромторгом для работы над маркировкой авиационных комплектующих, говорит представитель «Вертолетов России». В группе холдинг разрабатывает концепцию единой системы по контролю за оборотом компонентов с применением средств защитной маркировки, продолжает он, конструкторские бюро холдинга определяют списки вертолетных агрегатов, подлежащих обязательной маркировке. Это позволит исключить использование контрафактных комплектующих на вертолетах российского производства, что существенно повысит безопасность полетов, заключает представитель «Вертолетов России».
В подготовке статьи участвовал Александр Воробьев.
Исправленная версия. Добавлен комментарий представителя «Вертолетов России» и уточнен комментарий замдиректора ЦРПТ.