ОЭСР впервые отчиталась, как проходит автоматический обмен информацией

Россия первые данные уже получила, но свои пока не передала
Руководитель ФНС Михаил Мишустин объяснил задержку с предоставлением информации: она обрабатывается
Руководитель ФНС Михаил Мишустин объяснил задержку с предоставлением информации: она обрабатывается / Валерий Шарифулин / ТАСС

В нынешнем году 86 стран, согласившихся обмениваться друг с другом налоговой информацией, около 4500 раз передали друг другу сведения – об этом впервые отчиталась Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доклад описывает состояние обменной системы на 22 ноября 2018 г. «Это веха, настоящий успех, начало новой эры в налоговой прозрачности», – пишут авторы доклада, предупреждая, что в ближайшие месяцы еще больше стран начнут обмен данными.

Стандарт об автоматическом обмене информацией был принят еще в 2014 г., внедрить его обязались почти 100 стран. Почти все они, кроме США, где работает система FATCA (обязывает финансовые организации по всему миру информировать службу внутренних доходов США о счетах американских резидентов), и Кувейта, который перенес дату первого обмена на 2019 г., обязательства выполнили, указывает ОЭСР. Даже развивающиеся страны, которые проводят обмен в экспериментальном режиме, успешно стартовали: к примеру, Азербайджан и Пакистан в 2018 г. передали информацию 33 и 40 государствам соответственно и получили данные от них.

По единому стандарту обмена (Common Reporting Standard, CRS) банки должны предоставить налоговикам данные о состоянии счета клиента, движении средств за год, остатках, а те – передавать их зарубежным коллегам.

Есть юрисдикции, которые пока полноценно не участвуют в обмене, признает ОЭСР. Есть и те, кто предоставляет информацию другим странам, но сам получать ее не хочет. Таких стран 11 и у них нет систем прямого налогообложения, объясняет ОЭСР, но не сообщает, что это за страны.

Отказаться от получения информации гипотетически могли страны, в которых нет НДФЛ, рассуждает партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов, например Монако или ОАЭ. Однако участвовать в обмене им все равно нужно: CRS не базируется на принципе «мы – вам, вы – нам», но отказ от сотрудничества может повлечь за собой снижение рейтинга в оценке этой юрисдикции ЕС и ОЭСР и даже попадание в черные списки.

Некоторые страны передают меньше информации, чем планировали, из-за сжатых сроков ее сбора и обработки, но с 2019 г. обмен должен заработать полноценно, пишут эксперты ОЭСР, по этой же причине пока сложно судить и о качестве получаемой информации.

Не участвует полноценно в обмене пока и Россия – страна уже получила первые данные от других стран за 2017 г., но сама еще не успела предоставить свою информацию. Федеральная налоговая служба (ФНС) завершает подготовку информации для передачи зарубежным странам, заверяет представитель службы.

Российские финансовые организации, которые должны были отчитаться о счетах нерезидентов перед ФНС до 31 июля, сработали очень хорошо, говорил «Ведомостям» руководитель ФНС Михаил Мишустин: «Несмотря на сжатые сроки, вовремя предоставили качественную информацию о клиентах-нерезидентах. Сейчас обрабатываем информацию». Информацию от иностранных коллег он не стал комментировать – это налоговая тайна.

Россия ведет обмен с 89 юрисдикциями, из них с 70 – в 2018 г., много офшорных. Данных очень много, зарубежные партнеры регулярно досылают информацию, предупреждал Мишустин.

В зоне риска – российские собственники пассивных компаний со счетами в банках стран, согласившихся на обмен. По стандарту ОЭСР это компании, более 50% доходов которых составляют дивиденды, проценты и другие пассивные доходы, – например, компании с основным активом в виде инвестиционного портфеля.

Даже если компании находятся в юрисдикциях, не обменивающихся данными, но работают через банки из стран, согласившихся на обмен, налоговики о них узнают, предупреждали юристы. Рискуют и владельцы незадекларированных зарубежных счетов. До 2018 г. на них нельзя было зачислять средства от продажи ценных бумаг, деривативов, зарубежной недвижимости. Штраф – ­75–100% от запрещенной операции.

В России у финансовых организаций было не так много времени, чтобы собрать всю информацию, указывает директор группы по оказанию юридических услуг банкам и финансовым институтам PwC Legal Ксения Грицепанова. До принятия постановления правительства банки, как правило, не спрашивали клиентов о налоговом резидентстве. А если и спрашивали, клиенты могли и не говорить, этой информацией закон их делиться не обязывал, продолжает она: «С июня финансовые организации делают это в обязательном порядке, а значит, в следующие годы предоставить полную и качественную информацию будет легче».

По постановлению правительства в отчете российских финансовых организаций должны быть как минимум имя клиента, номер банковского счета, название и реквизиты финансового института, данные о состоянии счета и о движении средств за год; должны быть раскрыты инвестиционные доходы и от продажи акций, проценты по вкладам, облигациям, договорам накопительного страхования, обязательствам НПФ.

Не факт, что уже в следующем году страны ОЭСР успеют наладить идеальное качество обмена, скептичен Вахитов, около 4500 обменов – не колоссальный массив информации, чуть меньше, чем если бы 65 стран отправили информацию каждая каждой.

Нужно понимать, данные о скольких резидентах получили страны в ходе этого обмена, рассуждает Грицепанова. Если каждый обмен – хотя бы по 1000 человек, то 4500 для первого года – уже неплохо. Главное, что показывает количество обменов, – что автоматический обмен действительно существует, что он уже сегодняшняя реальность, заключает она.