Иностранцы опасаются новых правил уплаты «налога на Google»
А пострадать могут российские компанииВ следующем году изменится механизм взимания «налога на Google» – НДС, который иностранные компании платят с проданных в интернете игр, музыки, книг и т. д. С 2019 г. им придется встать на учет в Федеральной налоговой службе (ФНС) и самостоятельно платить НДС с услуг, которые они оказывают российскому бизнесу. Сейчас за них это делают заказчики.
Закон создает «ощутимые неудобства», которые могут стать дополнительным барьером для ведения бизнеса в России, пишет гендиректор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф в письме на имя первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова и руководителя ФНС Михаила Мишустина («Ведомости» с ним ознакомились). И предлагает сохранить действующий порядок.
К электронным услугам относятся передача прав на использование программ, реклама, поддержка сайтов, хранение и обработка информации, ведение статистики, хостинг, доступ к поисковым системам и т. д. Электронными услугами, оказываемыми из-за рубежа, пользуются все российские «дочки» международных компаний и каждый второй крупный российский бизнес, говорит руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачев. Рынок таких товаров b2b раза в четыре больше, чем рынок b2с, оценивает руководитель группы разрешения налоговых и административных споров KPMG Андрей Ермолаев.
Требование вставать на учет в ФНС, подавать декларации и самим платить НДС идет вразрез с международной практикой, пишет Шауфф. Например, транснациональным группам придется это делать, даже если их единственная сделка – договор со своей «дочкой» о предоставлении ей права пользоваться внутренними системами. По лицензионным договорам НДС вообще не платится – получается, фискального эффекта нет, а административная нагрузка возрастет, жалуется АЕБ. Наконец, есть риск, что российские клиенты не смогут получить налоговый вычет, если иностранные компании не встанут на учет.
В конце сентября замминистра финансов Илья Трунин ответил на такие вопросы Шауффа («Ведомости» ознакомились с письмом, подлинность подтвердил федеральный чиновник), объяснив, что предложения АЕБ установить особый порядок для российских предприятий, аффилированных с зарубежными, нарушают принципы всеобщности и равенства налогообложения. Если иностранная компания не встанет на учет, то она будет привлечена к ответственности (штраф в 10% от доходов). Российская компания налоговым агентом может выступить только по тем товарам и услугам, которые не перечислены в законе.
Представитель АЕБ отказался от комментариев. Других обращений по этой теме в Минфин не поступало и непонятно, почему только сейчас возникли вопросы по закону, принятому в прошлом году, говорит представитель министерства: «Рассмотрим этот вопрос». Компании могут встать на учет в ФНС с помощью электронного сервиса на сайте службы, сказал ее представитель. Проблем с регистрацией быть не должно – она занимает до 30 минут, подтверждает Ермолаев, но большинство опасений АЕБ обосновано.
В 2017 г. иностранные компании заплатили 9,4 млрд руб. НДС с электронных услуг, за девять месяцев 2018 г. – 7,9 млрд. По данным ФНС на 1 октября, «налог на Google» платили 162 компании, в начале года их было 142.
Иностранцы нервничают, потому что подобной практики в мире нет и они не понимают, зачем вставать на учет и как это делать, считает Грачев, а российский бизнес опасается, что возникнут проблемы с вычетами по НДС. Основной риск как раз для российских компаний, сетует управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Получить вычет можно, только если в расчетном документе продавец выделяет НДС, но трудно представить, что большие иностранные компании будут менять ради этого учетные системы, а малым будет проще не работать с россиянами». Возможны претензии к российским компаниям, почему они принимали услуги без выделенного НДС, опасается Ермолаев. Новые правила могут побудить российские компании создавать иностранные «дочки» для закупки таких услуг, полагает Костальгин.
Механизм уплаты НДС остается прежним, поэтому рисков двойного налогообложения нет, говорит гендиректор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов. Представители Facebook и Google не ответили на запросы «Ведомостей».-
В подготовке статьи участвовала Екатерина Брызгалова