Правительство ужесточит контроль за финансированием госкорпораций
Деньги будут выдаваться только по мере необходимостиПравительство предлагает изменить механизм докапитализации институтов развития: давать им не живые деньги, а подписной капитал – по мере возникновения потребности в инвестиционных ресурсах. Такой законопроект правительства на следующей неделе рассмотрит Госдума.
Подписной капитал появится для Внешэкономбанка (ВЭБ), Российского экспортного центра и Корпорации малого и среднего бизнеса, говорится в пояснительной записке. Но законопроект позволяет правительству прибегать к этому механизму для любой госкорпорации, оговаривая предельный размер вклада. Изменения нужны для оперативного предоставления субсидий, пишут авторы проекта.
О том, что новый механизм будет использован для ВЭБа, стало известно в конце октября, когда премьер Дмитрий Медведев объявил о выделении ему 300 млрд руб. в виде утвержденного капитала. Так «действуют банки развития во многих странах мира», объяснял председатель ВЭБа Игорь Шувалов. Размер докапитализации двух других корпораций пока не известен.
Чиновники и Счетная палата много лет недовольны тем, как госкомпании и госкорпорации тратят субсидии и накапливают свободные деньги. На начало 2018 г. Счетная палата нашла 155 млрд руб. таких свободных средств – на 15 млрд руб. больше, чем к началу 2017 г., следует из заключения аудиторов на отчет об исполнении бюджета. Недовольны аудиторы и доходом от их инвестирования – 7 млрд руб. в 2017 г. Виноваты и сами чиновники, которые при выделении бюджетных средств не всегда учитывают готовность проектов, реальные потребности в деньгах и возможности их освоения, говорится в заключении. У Счетной палаты пока нет позиции по этим поправкам, говорит ее представитель.
Распространена практика, когда госкомпании получают субсидий больше, чем им необходимо, кладут их на депозиты, например на 11 месяцев, а в конце года возвращают неизрасходованные субсидии, но проценты по ним оставляют себе, рассказывает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Эту проблему законопроект решит, считает он: «Деньги, выделенные в капитал, могут использоваться только для обеспечения текущей деятельности – для институтов развития это либо инвестиции в проекты, либо погашение задолженности».
Подписной капитал – не столько сами деньги, сколько гарантии, что при необходимости они будут получены, подчеркивает аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков: «Важно, чтобы лаг между возникновением потребности и предоставлением денег не превышал года – иначе инвесторы не будут доверять подобным обещаниям». При профицитном бюджете механизм может быть очень эффективным, считает он.
Но проблему неэффективного использования средств это не решает: основные вопросы к тому, как выбираются проекты и распределяются инвестиции, а вовсе не к зарабатыванию на этих деньгах, говорит Тихомиров.-