Чемпионат мира по футболу в России обеспечил больший рост ВВП, чем предполагалось

Так получилось благодаря тратам туристов в 2018 году
Туристы, приехавшие на ЧМ-2018, потратили в России в 1,5 раза больше, чем прогнозировалось
Туристы, приехавшие на ЧМ-2018, потратили в России в 1,5 раза больше, чем прогнозировалось / Андрей Гордеев / Ведомости

За пять лет (2013–2018 гг.) подготовка и проведение чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018) обеспечили дополнительные 952 млрд руб. к ВВП России, что сейчас эквивалентно примерно 1% ВВП. Об этом говорится в финальном отчете оргкомитета «Россия-2018».

Эффект оказался на 10% больше, чем планировалось: согласно апрельскому прогнозу оргкомитета, ЧМ-2018 должен был обеспечить дополнительно 867 млрд руб. Представитель оргкомитета отказался дополнительно комментировать цифры.

В основном на ВВП повлияли инвестиции в инфраструктуру, необходимую для проведения турнира, и операционные расходы на его организацию, сказано в отчете: это около 751 млрд руб., или 79% от всей суммы. 265 млрд руб. было направлено на строительство спортивной инфраструктуры, 228 млрд руб. – транспортной, 74 млрд руб. – жилищной и медицинской, а также систем энергоснабжения. Операционные расходы составили 121 млрд руб. (траты на фестивали болельщиков, благоустройство территорий у стадионов, совершенствование систем безопасности и видеонаблюдения и др.).

Предполагалось, что в 2018 г. именно туризм пополнит ВВП. Рост туристического потока обеспечил дополнительно 201 млрд руб., что в полтора раза больше апрельского прогноза. В 2018 г. влияние туризма сказалось сильнее, чем влияние инвестиций и операционных расходов, говорится в отчете оргкомитета. Представитель Ростуризма не ответил на запрос «Ведомостей».

Во время ЧМ-2018 Россия заработала больше на иностранных туристах – из-за того что они приезжали на более длительный срок, говорится в отчете оргкомитета: туристы приезжали на ЧМ-2018 в среднем на 12 дней, что в 2,5 раза дольше обычного посещения туристами России. По данным оргкомитета, ЧМ-2018 посетило 487 000 иностранных туристов. Также туристам пришлось дополнительно потратиться на транспорт и проживание: цены на время мундиаля в России выросли, хотя в феврале 2016 г. правительство установило максимальную цену за номера в гостиницах в городах-организаторах.

Например, по данным туроператора «Дельфин», тур для болельщиков из Мексики на одного человека без перелета с 17 по 27 июня стоил $2200, в него входило проживание в трех городах в отелях «3 звезды» или «4 звезды», переезды между городами и экскурсионная программа. Это в 1,5–2 раза выше, чем у классических туристов, рассказывал гендиректор туроператора Сергей Ромашкин.

Построенная к чемпионату транспортная, коммунальная и социальная инфраструктура в ближайшие пять лет будет дополнительно приносить в ВВП 150–210 млрд руб. ежегодно, говорится в отчете оргкомитета, причем 40–70 млрд руб. обеспечит развитие туризма.

Благодаря ЧМ-2018 турпоток в каждом из регионов-организаторов (как внутренний, так и внешний) вырос в среднем на 25%.

В среднем въездной турпоток в стране в течение пяти лет после проведения турнира растет в год на 14%, показывает опыт предыдущих чемпионатов мира. Рекордсмен среди городов, принимавших матчи ЧМ в этом веке, – Берлин, где въездной турпоток вырос на 41%. Ранее Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозировала рост туристического потока уже в 2019 г. на 20% до 30 млн иностранцев.

Согласно концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)», сегодня туризм формирует 3,4% ВВП страны, влияя на 53 смежные отрасли. До конца 2025 г. вклад туризма в ВВП должен достичь 4,14%, гласит концепция.

Опыт предыдущих соревнований показывает, что не все страны пользуются построенной инфраструктурой, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По ее словам, многие регионы, несомненно, стали более доступными благодаря новой транспортной и гостиничной инфраструктуре, но это не означает, что они станут популярнее для туристов. Продвижению туризма скорее способствует развитие маркетинга страны, а во время мундиалей люди не очень притязательны в выборе жилья и размещения, отмечает экономист.

Сейчас турпоток растет в основном за счет азиатских туристов, продолжает Орлова, причем популяризация туризма в большей степени связана с геополитическим положением страны, чем с наличием в ней инфраструктурных объектов.

По данным АТОР, сейчас больше всего Россию посещают туристы из Германии, Китая, Финляндии, а темпы роста турпотока в Россию высокие у Индии и Ирана. В 2019 г. АТОР ожидает роста турпотока из Азии и Европы – оттуда есть быстрый, относительно недорогой и прямой перелет в Россию.

Туристы, приехавшие на ЧМ-2018, потратили в России в 1,5 раза больше, чем прогнозировалось
Чем запомнится чемпионат мира–2018