Как Китай отбирает технологии у американских компаний
Пекин считает это справедливой ценой за доступ к своему рынкуКитай использует множество рычагов, чтобы заполучить, порой принудительно, технологии американских компаний. Те давно высказывают недовольство, но в последнее время их опасения выросли, поскольку Китай стремится стать лидером в таких отраслях, как производство химикатов, компьютерных чипов и электромобилей. Документы и интервью с десятками бизнесменов и чиновников из обеих стран показывают, как Пекин систематически и методично оказывает давление на компании с помощью местных судов, антимонопольных органов и других регуляторов.
Принудительная передача технологий – один из главных спорных вопросов в торговом конфликте между США и Китаем. По оценкам Белого дома, Пекин таким образом ежегодно наносит американским компаниям ущерб на $50 млрд. Американские бизнесмены жалуются, что передача технологий снижает конкурентоспособность их компаний и лишает стимула к инновациям.
Представители китайских властей в качестве комментария ссылаются на заявление Госсовета КНР от 24 сентября: «Американские компании в Китае получили большую прибыль благодаря передаче технологий и лицензированию. Они больше всех выигрывают от сотрудничества в сфере технологий». Также Госсовет отметил, что компании из США заключают партнерские соглашения добровольно.
«Китай четко дал понять миру: иностранные компании могут получить доступ к его рынку, но должны дать кое-что взамен – свои технологии», – говорит чиновник из Пекина.
С чего все начиналось
Пекин начал проводить такую политику еще при Дэн Сяопине. В 1978 г. во время визита в Китай менеджеры General Motors предложили создать совместное предприятие с местной компанией, чтобы помочь в развитии отсталой местной промышленности. Такая идея устраивала Дэна, который хотел получить технологии, но ограничить влияние Запада. «[Китай] должен уступить часть своего рынка в обмен на передовые технологии, в которых мы нуждаемся», – заявил он в 1984 г.
Иностранцы стали предоставлять инвестиции, технологии, ноу-хау в области менеджмента и интеллектуальную собственность, а их китайские партнеры – права на землю, финансирование, политические связи и знание рынка. Такая практика становилась все популярнее, а на призывы президентов США смягчить требования по передаче технологий Пекин реагировал очень сдержанно. Лишь администрация Дональда Трампа объявила о желании «изменить парадигму» и ввела пошлины на импорт из Китая. В апреле Пекин даже пошел навстречу, пообещав отменить к 2022 г. правила, обязывающие иностранных автопроизводителей создавать СП в Китае.
Впрочем, некоторым американским компаниям такое сотрудничество действительно принесло выгоду. Например, СП с участием General Electric (GE) стало основным поставщиком авиационной радиоэлектроники для госкомпании Comac, которая создает первый китайский крупный пассажирский лайнер C919. По словам сотрудников GE, это СП помогло ей сохранить свое подразделение авионики.
Производитель чипов Advanced Micro Devices (AMD) создал СП с Китайской академией наук, частными и государственными компаниями в 2016 г. AMD заработала около $140 млн на лицензировании в 2017 г., что помогло ей получить прибыль впервые с 2011 г. «Мы создали СП, которое принесло значительную пользу обеим сторонам», – отметила гендиректор AMD Лиза Су в 2016 г.
Шпионские комиссии
Чтобы гарантировать, что иностранные компании помогут китайской промышленности выйти на новый уровень, специальные комиссии в Китае пристально изучают их инвестиционные планы. Химическая компания Huntsman считает такие комиссии одним из способов промышленного шпионажа.
В их состав входят многие эксперты, которые должны одобрить химикаты перед началом их производства в Китае. Для этого они требуют детальную информацию о химических формулах и производственном процессе. «Этой информации достаточно, чтобы скопировать продукт», – отмечает Американский химический совет. Как утверждают близкие к Huntsman люди, вскоре после того, как эти эксперты завершили работу, китайские конкуренты стали использовать ее технологии в своих продуктах.
Сейчас Huntsman пытается защитить очень важный для нее патент на черную краску, используемую в текстильной отрасли. В 2007 г. она подала в суд в Шанхае на нарушившую патент китайскую компанию. В 2011 г. она пожаловалась министерству торговли США на комиссию, которую суд назначил для помощи в рассмотрении этого дела. Комиссия состояла из трех человек, в том числе инженера из местной конкурирующей компании и инженера из компании, на которую Huntsman подала в суд. Рассмотрение дела в суде затянулось, и Huntsman попросила администрацию Трампа запретить китайским компаниям вести бизнес в США, если они будут использовать ее технологию.
У автопроизводителей такие комиссии пытаются выведать технологии для создания электромобилей. Перед началом массового производства новые модели обязательно должны пройти технологическую проверку, которая обычно длится несколько дней. Как утверждает сотрудник иностранной автокомпании, в этом году во время такой проверки он убедился в связях комиссий с китайскими автопроизводителями. По его словам, инспектора попросили только ту информацию о комплектующих для электромобилей, которую компания пыталась скрыть от китайского партнера по СП. «Каким-то образом они точно знали, что нужно искать, – говорит он. – Они не задали ни одного вопроса про другие очень сложные системы автомобиля».
Рейд на DuPont
Химический гигант DuPont заключил партнерское соглашение с Zhangjiagang Glory в 2006 г. для выпуска и дистрибуции текстильного волокна Sorona, изготавливаемого из кукурузы. Но в 2013 г. компания не стала продлевать выданную Glory лицензию из-за подозрений, что та крадет ее интеллектуальную собственность для производства похожей на ее волокно продукции. Продажи Sorona в Китае к тому моменту достигали $70 млн в год.
DuPont обратилась в арбитражный суд в Китае, обвинив Glory в нарушении патента. Разбирательство длилось больше года, пока в декабре 2017 г. в офис DuPont в Шанхае не пришли 20 следователей из антимонопольных органов. В течение четырех дней они требовали пароли от систем DuPont, утверждают знакомые с ситуацией люди, распечатывали документы, конфисковывали компьютеры и запугивали сотрудников, сопровождая некоторых даже в туалет. По словам источников, антимонопольные органы потребовали от DuPont отозвать иск, расценив ее нежелание выдавать лицензию на технологию китайцам и иск против Glory как монополизм.
Технологии взамен инвестиций
Борются за иностранные технологии и российские власти. Так, в ноябре 2017 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) для согласования сделки между немецкой Bayer и американской Mosanto в России потребовала от Bayer поделиться с российскими компаниями технологиями в области селекции семян, необходимыми для создания новых сортов и гибридов, применимых в российском климате, а также базами данных для цифрового земледелия. В итоге Bayer согласилась передать России некоторые технологии. Такое же требование ФАС выдвинула позже еще в одной сделке: для согласования покупки американской нефтесервисной компанией Schlumberger доли в Eurasia Drilling Company служба потребовала предоставить российскому конкуренту часть технологий. В ближайшие два месяца вопрос об одобрении сделки снова будет вынесен на комиссию по иностранным инвестициям.
DuPont сообщила о своих проблемах властям США, но не хотела, чтобы это фигурировало в торговых переговорах с Китаем, говорят знакомые с ситуацией люди. По их словам, в DuPont опасаются, что отзыва иска будет недостаточно и Пекин использует ее в качестве пешки в торговой войне.
Glory продолжает продавать химикаты, которые нарушают патенты DuPont. Обе компании отказались от комментариев. Антимонопольные органы Китая заявили, что «расследование по-прежнему продолжается».
Ответ США
Как показал весенний опрос членов Американской торговой палаты в Шанхае, примерно 20% компаний сталкивались с тем, что Китай пытался заставить их передать технологии. Давление было «значительным», отметили аэрокосмические и химические компании; обе эти отрасли Китай считает стратегически важными. Но многие не хотят жаловаться публично. В январе на ужине Торговой палаты США в Вашингтоне бизнесмены просили американского посла в Китае Терри Бранстеда не слишком настойчиво предъявлять претензии Китаю, утверждают участники ужина. Пекин знает много способов нанести вред, отметил вице-президент IBM Кристофер Падилья.
Администрация Трампа называет принудительную передачу технологий экономической агрессией Китая. «Наивность и завышенное самомнение американских компаний, желающих выйти на китайский рынок, в сочетании с изощренными попытками Китая заполучить технологии стали фатальным сочетанием», – отмечает Питер Наварро, руководитель Национального совета по торговле США.
На торговых переговорах в августе Вашингтон предъявлял Пекину претензии по этому поводу. В пример американцы привели иск производителя чипов памяти Micron Technology против китайской Fujian Jinhua Integrated Circuit с обвинением в нарушении патентов, который она в декабре подала в окружной суд Калифорнии. Jinhua в январе подала встречный иск против Micron в провинции Фуцзянь, правительство которой владеет долей в Jinhua. В итоге китайский суд временно запретил некоторым филиалам Micron продавать продукцию, защищенную этими патентами.
Jinhua отказалась от комментариев. Но в июле заявляла, что Micron «опрометчиво» нарушила ее патенты. Американская компания намерена «решительно защищать свою интеллектуальную собственность и деловые интересы всеми возможными способами».
Участвовавший в августовских переговорах замминистра торговли Китая Ван Шоувэнь отклонил обвинения США, утверждают знакомые с ситуацией люди. «[Micron и Jinhua] как братья, – заявил Ван. – А братья иногда дерутся».
Перевел Алексей Невельский