Налоговики зачастую формально проверяют бизнес, признала ФНС

Служба призывает инспекторов лучше доказывать вину бизнеса
ФНС призывает своих инспекторов лучше собирать доказательства нарушений
ФНС призывает своих инспекторов лучше собирать доказательства нарушений / Максим Стулов / Ведомости

Федеральная налоговая служба (ФНС) раскритиковала инспекторов за формальный подход при проверках необоснованной налоговой выгоды. Об этом пишет ФНС своим региональным инспекциям («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Инспектора часто проверяют бизнес формально, нарушения не доказывают, а аргументы компаний не рассматривают, перечисляет ФНС в письме и делает вывод, что такой подход недопустим.

Необоснованная налоговая выгода – один из самых распространенных аргументов для доначисления налогов. Ее критерии сформулировал Высший арбитражный суд (ВАС) еще в 2006 г., но после его объединения с Верховным судом суды стали выносить разные решения. Спустя 10 лет понятие необоснованной выгоды было закреплено в Налоговом кодексе, что должно было сформировать судебную практику, говорят ­юристы.

В письме ФНС, правда, проанализировала споры по проверкам за 2017 г., начавшимся еще до вступления в силу этого закона. В начале 2017 г. подход к проверкам необоснованной выгоды изменился, рассказывает федеральный чиновник, ориентироваться ФНС предлагает на доказывание нереальности сделок. Это соответствует и мониторингу применения новых положений Налогового кодекса. Проводить его налоговики договорились с депутатами после закрепления новой нормы в кодексе. Для его проведения ФНС сама выявляла ошибки инспекций и отменяла решения, рассказывает чиновник. Основная же цель письма – донести до инспекций, что формальных оснований для претензий недостаточно, заключает он. Представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей».

Инспектора ошибаются

В письме ФНС перечисляет основные ошибки, которые совершали налоговики, проводя проверки в 2017 г. Например, если у контрагента компаний нет персонала, имущества и транспорта, это еще не повод для претензий – компания может привлекать работников по гражданско-правовым договорам или арендовать транспорт и помещение. Кроме того, часто бизнес может быть лишь посредником. Инспектора же могут игнорировать такие доводы, даже когда есть прямые показания об этом топ-менеджеров контрагента, следует из письма.

В другом деле налоговики решили, что документы компании недостоверны, а работы, по которым она заявляла вычет, не были выполнены. Единственным доказательством стала передача денег от контрагента другим компаниям без налоговой отчетности. Но факт обналичивания не был доказан, как и то, что это было сделано в интересах компании, напомнил в судебном споре суд.

Часто налоговики отказывают в вычетах, даже если товар был поставлен, а реквизиты заполнены неправильно. А сами факты нарушения прямо ни о чем не говорят. Так, например, налоговики отказали компании в вычете НДС из-за отсутствия ветеринарных свидетельств на закупленные у контрагента шкуры, пишет ФНС.

О судебных решениях

87% судебных решений по спорам из-за действий контрагента налогоплательщика, по данным PwC, было выиграно налоговиками в 2017–2018 гг., указывает Алексахина. Всего за первое полугодие 2018 г. по всем делам налоговики выиграли в судах у бизнеса 66,3% споров, сообщал начальник правового управления ФНС Олег Овчар. Само число налоговых споров в судах за это время к тому же периоду 2017 г. снизилось на 6,4% до немногим более 7300

Статье нужен суд

Бизнес до сих пор повсеместно сталкивается с ошибками, описанными в письме, указывает старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Решить проблему может новая статья в Налоговом кодексе: бизнес долго ждал законодательного закрепления нового подхода – чтобы налоговики были обязаны доказать реальность исполнения договора только с контрагентом первого звена, а не всю цепочку, объясняет руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачев. Но пока полноценно статью не применяют ни суды, ни налоговики, рассказывает он, а ссылаются на сложившуюся судебную практику и письма налоговиков. Это подтверждает и партнер PwC Раиса Алексахина. В судебной практике есть только лишь одно дело по новой статье Налогового кодекса, тогда суд признал компанию нарушившей закон. Судить по нему, как будет формироваться практика дальше, сложно, говорит Алексахина.

Не ссылаются на новую статью и сами налоговики, рассказывает Андреев. Это подтверждают и данные ФНС: за первые полгода действия статьи в ФНС поступили материалы только по 24 налоговым проверкам с использованием положений этой статьи. Дел, когда бизнесу до сих пор отказывают в вычетах из-за действий второго или третьего контрагента, не стало меньше, считает Алексахина. Такое отношение – вопрос времени, оптимистичен Грачев: в 2019 г., скорее всего, суды начнут применять новые положения Налогового кодекса, а первые дела дойдут до Верховного суда.-