Путин предложил бизнесу поделиться доходами с Дальним Востоком
Власти все настойчивее предлагают бизнесу наращивать инвестиции«Основные пользователи дальневосточных транспортных коридоров, портов, как правило, это крупные угольные и энергетические компании. Предлагаю подумать, как стимулировать этих экспортеров направлять часть доходов в эффективные экономические и соцпроекты на Дальнем Востоке», – заявил президент России Владимир Путин во время Восточного экономического форума. Ответа на эту задачу пока нет, признает федеральный чиновник, возможно, дальневосточные проекты будут обсуждаться на рабочей группе РСПП по стимулированию инвестиций. С бизнесом идея не обсуждалась, говорит менеджер горно-металлургической компании.
Инфраструктура Дальнего Востока остается недоинвестированной. В 2017 г. расходы региональных бюджетов округа не превышали 85 млрд руб., или 2% его ВРП, оценивали аналитики InfraOne, нужно минимум на 150 млрд больше, а для развития необходимо вложить хотя бы 500–550 млрд руб. за несколько лет. Сильнее всего Дальний Восток отстает от общероссийских показателей по развитию транспорта и энергетики, но больше всего проектов обсуждается в социальной сфере и направлениях, не требующих больших капзатрат и участия бюджета (телематика, IT, телекоммуникации). Главное ограничение – неразвитая инфраструктура, считает сотрудник крупной международной компании: если в соседней стране есть отличный завод, где можно арендовать часть мощностей, зачем ждать, пока регион что-то построит?
Летом власти стали настойчиво просить бизнес увеличить инвестиции, в том числе в президентские нацпроекты. Правительство отвергло идею помощника президента Андрея Белоусова изъять сверхдоходы у некоторых горнодобывающих, металлургических и химических компаний (до 500 млрд руб.) и предложило бизнесу увеличить инвестиции в обмен на стимулы. На прошлой неделе компании подали списки инвестпроектов в РСПП и Минфин, рассказали люди, близкие к трем участникам рабочей группы РСПП. Но есть риск, что сначала власти одобрят проекты, а потом заставят вкладывать, например, в запуск нового спутника, сетовал один из них. Минфин же предлагает в обмен на инвестиции поддержать их и защитить – например, не ухудшать налоговые и тарифные условия. Так чиновники рассчитывают выполнить майский указ президента – запустить нацпроекты и увеличить долю инвестиций в экономике до 25% к 2024 г.
«Развивать эффективные экономические проекты на Дальнем Востоке нужно, и мы это делаем», – говорит гендиректор СУЭК Владимир Рашевский. Компания подписала соглашение о взаимодействии в Хабаровском крае, рассказал он, один из проектов – развитие терминала «Дальтрансуголь» в Ванине. «Всего намерены инвестировать в ближайшие пять лет в этом регионе 40 млрд руб.», – сказал Рашевский. Представители «Мечела» и Evraz от комментариев отказались.
Логично попытаться связать Дальний Восток с другими частями России и Азии, но нельзя упрощать задачу и думать только о сумме инвестиций и о тоннаже дополнительных мощностей, говорит старший партнер McKinsey & Co Ермолай Солженицын. Нужно увеличивать эффективность использования мощностей и системы движения товаров, продолжает он: «Иногда об этом забывают и думают, что можно только экстенсивно развиваться». Кроме того, при обсуждении проектов важно учитывать не только стоимость строительства, но и эксплуатационные и операционные издержки, позволят ли тарифы обеспечить конкурентоспособность, заключает Солженицын.-