Бизнес хочет поддержки государства на Дальнем Востоке

Без него не получится развить инфраструктуру
Особые сложности представляет собой создание инфраструктуры для резидентов территорий опережающего развития
Особые сложности представляет собой создание инфраструктуры для резидентов территорий опережающего развития / Александр Рюмин / ТАСС

«Без проблем строительство инфраструктуры на Дальнем Востоке не получается», – поделился гендиректор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов. Рынок строительных услуг на Дальнем Востоке не развит. Не удается даже сформировать конкурентную среду: не хватает компаний, которые могут выполнить инфраструктурные проекты, отметил он.

Особые сложности – создание инфраструктуры для резидентов территорий опережающего развития (ТОР). Были случаи, когда корпорация начинала развитие инфраструктуры по планам резидентов ТОР, но они по 10 раз меняли планы развития своих объектов и построенная инфраструктура уже оказывалась не нужна, отметил Тихонов.

Но поддержка строительства инфраструктуры за счет государства все-таки необходима, сходятся во мнении Тихонов, гендиректор «Колмара» Валерий Цивилев (разрабатывает две угольные шахты в Якутии) и гендиректор стивидорной «дочки» «Колмара» – компании «Ванинотрансуголь» Юрий Тямушкин (Дальний Восток).

Крупный бизнес сталкивается с трудностями при найме персонала особенно в труднодоступных регионах Дальнего Востока, отметили Цивилев и Тямушкин. Последний уточнил, что после строительства таунхаусов рядом с будущим портом компании удалось привлечь нужных специалистов. «Колмар» отремонтировал ледовый дворец, строит аэропорт рядом с месторождениями компании. Цивилев предложил также субсидировать тарифы на перелеты, чтобы люди могли переезжать в труднодоступные регионы, не опасаясь, что будут отрезаны от мира.

«Колмару» очень помогла инфраструктурная поддержка, признает Цивилев. Когда компания только начинала инвестировать в угольные шахты и на нее работало 800 человек (2014 г.), банки отказывались кредитовать, подрядчики отказывались от работ из-за низких цен на уголь и нестабильности рынка. Были опасения, что компанию придется закрывать, людей увольнять.

Но благодаря инфраструктурной поддержке удалось достроить ЛЭП до месторождения в Якутии, проложить дорогу, признает Цивилев. В итоге компании удалось выйти на добычу 6 млн т угля в год (к какому времени – Цивилев не уточнил), сейчас есть прибыль, отметил он.

Государство ищет способы увеличить частные капвложения в инфраструктуру, напомнил вице-президент «Алросы» Сергей Барсуков. Стимулом может стать предложенная Минфином стабилизационная оговорка: государство может пообещать через гражданско-правовой договор не ухудшать налоговые и тарифные условия для компаний, которые осуществляют инвестиции. Рассматривается возможность финансирования инфраструктуры за счет уплаченных налогов. Кроме того, может быть рассмотрен вариант дополнительных преференций для стимулирования инвестиций на Дальнем Востоке, сказал Барсуков.

Принцип «налог в обмен на инфраструктуру» уже давно обсуждается, отметил замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков. К следующему ВЭФу он должен заработать, надеется Крутиков.