Иран пытается обойти санкции США с помощью инвестиций
Через фонд на $5 млрд он обеспечивает доступ к продукции, которой может лишитьсяФранцузско-иранский ученый Раймон Аболхасан в июне объявил об инвестиции $3 млн во французский завод лекарств в коммуне Планси-л’Аббеи в провинции Шампань. Завод закрылся восемь лет назад, когда прежний владелец перевел производство в Китай. Теперь Аболхасан намерен его переоборудовать (работы начнутся уже в сентябре) и начать продавать продукцию по всему миру, говорит мэр близлежащей деревни Клод Шапель, помогавший организовать сделку. Предполагается, что на заводе будет создано не менее 40 рабочих мест.
Аболхасан от комментариев отказался. Он также не сообщил французам, кто за ним стоит – иранское правительство.
Завод купила парижская компания Vaccinopole, в которой Аболхасану принадлежит 40%; остальные 60% – у Iran Foreign Investments Co. (IFIC), суверенного инвестиционного фонда Ирана, свидетельствуют регистрационные документы.
Фонд купил французский завод, чтобы обеспечить поставки в Иран лекарств от туберкулеза, рака мочевого пузыря и других болезней, с закупками которых могут возникнуть проблемы из-за санкций США, рассказали люди, знакомые с этим проектом. «Цель – сделать Иран независимым» от санкций, пояснил советник фонда.
Это лишь один пример того, как Тегеран пытается ослабить экономическую петлю, которую затягивает Вашингтон.
Инвестиционные приоритеты фонда размером в $5 млрд, насчитывающего десятки вложений и счетов в 22 странах, заключаются в приобретении активов, дающих доступ к товарам, услугам и технологиям, которых Иран может лишиться из-за санкций США, говорят консультанты фонда. Правительство Ирана также хочет наладить отношения с другими странами и противостоять изоляции. И попутно заработать деньги.
Ситуация в иранской экономике стала ухудшаться еще до того, как президент Дональд Трамп вывел США из соглашения по ядерной программе Ирана, а после этого шага Вашингтона положение дел усугубилось. Курс риала упал до рекордных минимумов, многие иностранные инвесторы покинули страну, а инфляция ускорилась до уровня, наблюдавшегося до отмены в 2015 г. предыдущих санкций США. Дополнительные санкции, которые запретят работать с Ираном организациям, также пользующимся финансовой системой США, вступят в силу 5 ноября.
IFIC – один из способов обойти санкции. Иран также рассматривает возможность бартерного обмена нефти на товары и ищет азиатские компании, которые могли бы заменить в стране покидающие ее европейские.
Управляющие IFIC не ответили на запрос о комментариях. Представитель министерства финансов США отказался от комментариев.
Иностранные инвестиции создадут «мост, по которому технологии и ноу-хау смогут поступать в Иран», заявил в январе в интервью журналу Oil and Gas Year генеральный директор фонда Фархад Заргари, приведя в пример фармацевтику. По его словам, фонд также рассматривает возможность инвестиций в финансовые услуги, чтобы облегчить иранским организациям торговлю с другими странами.
Обычно инвестиции фонд делает не в долларах. Среди его вложений – доли в африканской торговой фирме, бразильском заводе по производству автозапчастей, немецкой трубопроводной компании и оманской лизинговой фирме, которой он владеет совместно с региональным конкурентом Ирана – Саудовской Аравией. По словам советника фонда, тот использовал долю в дубайской компании, чтобы закупить электроэнергетическое оборудование.
Некоторые инвестиции принесли и хорошую финансовую отдачу. Активы под управлением филиала фонда в Дюссельдорфе выросли на 16% до 704 млн евро ($814 млн) за три года по 2016 г., свидетельствуют немецкие корпоративные данные.
Однако возможности фонда зарабатывать и пользоваться своими инвестициями ограничены. Например, недавно он рассматривал возможность продажи доли в 4,1% акций в немецкой машиностроительной компании Thyssenkrupp. Однако эти планы не были реализованы: в фонде опасались, что претензии на вырученные деньги могут предъявить американцы, которые подавали против Ирана иски с обвинениями в террористической деятельности и которым суды в США постановили выплатить компенсацию, рассказали люди, знакомые с ситуацией. Другой информированный источник рассказал, что фонд обсуждал покупку в Бразилии гражданского авиалайнера на деньги, вырученные от продажи 40%-ной доли в подразделении Thyssenkrupp в Сан-Паулу, которое поставляет продукцию в США. От идеи пришлось отказаться после того, как в августе Белый дом ввел запрет на продажу Ирану самолетов.
Поэтому фонд пытается действовать скрытно, как в случае с французским заводом лекарств. «Они хотят инвестировать в завод, так что этот проект нельзя будет легко развернуть», – говорит знакомый с его деталями французский чиновник.
Перевел Михаил Оверченко