Чего ждать от парламентских слушаний по пенсионной реформе
В том, что они переломят общественный скептицизм, эксперты сомневаютсяВо вторник, 21 августа, в Госдуме пройдут большие общественные слушания по законопроекту о повышении пенсионного возраста. Накануне заседания «Ведомости» попросили экспертов спрогнозировать ход слушаний и их результаты.
Андрей Колесников, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги:
От парламентских слушаний нужно ждать либо всего, либо ничего. Если есть какие-то радикальные предложения, которые согласованы хоть в какой-то степени и могут лечь в основу изменений, которые будут рассматриваться осенью, то это одна история. Либо это будут пустые разговоры, выпуск пара, канализация недовольства, демонстрация разными людьми возможностей показать, что они за народ. Скорее всего, будет второй вариант, потому что реалистичные предложения должны быть согласованы с правительством, а это не уровень парламентских слушаний с тем парламентом, что есть сейчас. Это продолжение линии, что депутаты радеют за народ, учитывают разные предложения, готовы идти на компромиссы и искать более оптимальные решения. При этом они, естественно, голосуют за закон. Показать себя в качестве защитников народа – это один из способов, хотя не уверен, что это будет эффективно в августе. Разъяснительная кампания началась поздно, и сейчас нет готовности слушать даже рациональные аргументы: все пришли к выводу, что это отъем денег у населения.
Андрей Колядин, политолог:
Сложно сказать точно, какое решение по этим слушаниям принято. Понятно, что все такие слушания модерируются под итоговую задачу – надо продвинуть определенные идеи и через каких-то ораторов их донести. [Председатель Госдумы Вячеслав] Володин, будучи профессиональным аппаратчиком, такие вещи планирует заранее и не пускает все на самотек. Итогом слушаний будет то, что пенсионная реформа нужна, что нужно предпринять определенные шаги, иначе пенсии вообще исчезнут, а пенсионная система развалится и не будет вообще никакой возможности поддержки людей в старости – это единственный действенный аргумент в восприятии властей и того же Володина. Могут сказать, что если мы не проведем пенсионную реформу, как во всех цивилизованных странах, начиная от Германии и заканчивая порицаемой нами Украиной, будет беда. Может быть, какая-то подвижка будет в возрасте отправления на пенсию женщин. Может, будет выдвинуто что-то важное, какая-то идея, которая будет обсуждаться в поправках к законопроекту. Cтранно будет, если слушания пройдут – и все останется без изменений. Должен быть сделан шаг навстречу обществу, тогда слушания заслуживают того, чтобы их проводить. Но в любом случае от пенсионной реформы не откажутся.
Аббас Галлямов, политолог:
Слушания будут достаточно конфликтными. Похоже, Володин заинтересован в том, чтобы воспользоваться молчанием всех остальных системных игроков и вновь поставить Думу в центр повестки. Его идея проста – нельзя уклоняться от ответственности за непопулярное решение, кто-то должен брать ее на себя. Главная цель – общество должно осознать, что оставить все, как было раньше, нельзя. С пенсионной системой надо что-то делать.
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:
Пока можно сказать, что слушания станут своего рода фокус-группой – удастся ли переломить общественный скептицизм смягчающими шагами (и достаточно ли обществу содержательных мер или требуется мощная эмоция). Кроме того, будет случай еще раз проверить гипотезу, что главные выгодоприобретатели – действующие пенсионеры – будут настроены к реформе нейтрально. Плюс не приходится ожидать, что слушания пройдут бесконфликтно и вылезшие на заседании генсовета «Единой России» идеи типа отмены пенсионных надбавок прокурорам и судьям могут получить дополнительную подпитку. Тем более что пространство дискуссий не только в части того, кому смягчить, но и в части того, кому ужесточить, теперь открыто.
Александр Пожалов, директор по исследованиям фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»:
Слушания проходят за месяц до того, как истечет срок принятия поправок ко второму чтению и формирования позиции по ним у администрации президента, правительства и комитетов Госдумы. А Минфин неоднократно давал понять, что отступление от предложенных жестких параметров повышения пенсионного возраста финансово не просчитывалось и на первый взгляд невозможно. Поэтому я жду, что по итогам слушаний в Госдуме появятся не готовые поправки в схему повышения пенсионного возраста, а консенсусный запрос к исполнительной власти и на возможные поправки в этот законопроект, и на сопутствующие законодательные изменения в смежных сферах – трудовых отношений, диспансеризации и ранней профилактики заболеваний, социальных льгот, поддержки многодетных семей и др.
После этого у Кремля, правительства и Госдумы будет не меньше месяца, чтобы оценить возможности бюджетно-налоговой системы этот запрос удовлетворить в той или иной мере, и эта непубличная часть работы будет не менее важной, чем сами парламентские слушания. Собственно, именно об этом в своем единственном выступлении по пенсионной теме говорил и Владимир Путин – что никаких окончательных решений не принято, ему нужны разные точки зрения и конструктивные предложения, он будет смотреть за ходом дискуссии.
Инициатива Госдумы провести слушания в расширенном общественном формате – это как раз попытка структурировать такую дискуссию и обобщить разные предложения как от партий, так и от регионов, бизнес-объединений, профсоюзов, разных общественных организаций и целевых аудиторий реформы.