Россияне не верят в смягчение закона о пенсионном возрасте

И все меньше надеются на вмешательство Путина

Россияне не слишком рассчитывают на существенное смягчение закона о повышении пенсионного возраста, но хотят, чтобы президент его отклонил. Они привыкли, что их протесты малоэффективны, и обреченно ожидают хотя бы небольшой милости к людям, едва сводящим концы с концами.

Обещание председателя Госдумы Вячеслава Володина провести 21 августа, в день краха ГКЧП, масштабное обсуждение пенсионной квазиреформы, суть которой – повышение пенсионного возраста, типичная история отечественного законотворчества последних лет. Хорошо, что нижняя палата ненадолго станет местом для дискуссий, но обсуждение важной для миллионов людей новеллы после ее принятия в первом чтении, а не до внесения в Госдуму напоминает приписываемый Наполеону принцип «ввяжемся в бой, а там посмотрим».

Подобная тактика принятия важных решений уже не удивляет обывателей. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), о принятии пенсионного закона Госдумой знают или что-то слышали 79% опрошенных, не знают 20%, 1% затруднился с ответом. Одобрение депутатами идеи повысить пенсионный возраст, против которой, несмотря на назойливые увещевания центральных телеканалов, выступают, по данным различных социологических служб, от 80 до 92%, не слишком удивило наших сограждан. Ожидаемым решение Госдумы назвали 53,2% знавших или слышавших о голосовании в нижней палате, 24,1% удивились, что проект одобрило так много депутатов, удивлены фактом его принятия 15,2%.

Большинство россиян хотели бы существенного смягчения или даже отмены закона, но не очень надеются на смягчение позиции депутатов и даже реакцию Владимира Путина, отмечает заведующий отделом социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон. По данным ФОМа, 45,6% опрошенных о принятии закона уверены, что во втором чтении он не изменится, незначительного смягчения ожидают 27,8%, существенных изменений – 13,9%, еще 12,7% затруднились с ответом. Большинство предполагают, что с поправками поступят по принципу, описанному покойным Виктором Черномырдиным: «Мы соберем все ваши предложения и сложим их в одно место». Надежда на доброго царя-президента чуть выше, но уверенность в его способности осадить бояр поколеблена. На вопрос, как Путин поступит с пенсионным законом, 37% респондентов «Левада-центра» ответили, что он подпишет закон, 33% надеются, что он отправит проект на доработку, а 17% – что наложит вето, еще 13% затруднились с ответом.

Результаты опросов подтверждают усилившееся отчуждение обывателей от власти. Кроме того, они отражают настроения обреченности, уверенность обывателей в том, что даже масштабные протесты не смогут повлиять на власть, говорит Левинсон. Кремль приучил людей, что адекватной реакции на давление общества, серьезного отступления и содержательной дискуссии по важному закону не будет.

Обреченное ожидание