ФНС разрешит иностранцам участвовать в проверках

Это следующий шаг всестороннего налогового контроля
Проверка трансграничных компаний и сделок интересна сразу обеим странам/ Максим Стулов/ Ведомости

Проект приказа о том, как иностранные налоговики смогут участвовать в проверках компаний в России, Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала на прошлой неделе. В Налоговом кодексе такая возможность закреплена, и еще в 2011 г. Россия подписала конвенцию о взаимной помощи по налоговым делам, разрешающую иностранцам по запросу участвовать в проверках бизнеса в России. Но так как порядок прописан не был, воспользоваться ею не получалось, объясняет руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов.

Теперь, чтобы поучаствовать в проверке, иностранные налоговики должны направить запрос в ФНС, дождаться решения (рассматривать заявку ФНС сможет больше двух месяцев) и, если получат одобрение, не просто получить доступ к материалам, но и самим участвовать в проверке и обсуждении ее результатов. Отказать налоговики могут, например, если иностранцы хотят получить документы, которые можно запросить и вне проверок. Также ФНС может не раскрывать данные о налогах на доход и на прибыль отдельных компаний и людей, росте капитала или чистых активов, страховых взносах и другой информации. Может быть ограничен и доступ к налоговой тайне, следует из проекта. По проекту российская сторона тоже сможет участвовать в проверках в другой стране.

У российских налоговиков уже есть опыт одновременного проведения налоговых проверок со странами ЕС, рассказывает представитель ФНС, в них исследовались в том числе и «трансграничные операции, направленные на минимизацию налоговых платежей». С появлением правил значение таких практик возрастет, надеется он. Совместные проверки – ожидаемый шаг, указывает директор Deloitte Александр Синицын. Они должны ускорить получение информации при налоговых проверках транснациональных компаний или трансграничных сделках, объясняет старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев: «Сейчас ответа от иностранных налоговиков можно ждать и по полгода, а запрашивать, как правило, приходится довольно много – отчетность, местные допросы и т. д.». Обмен информацией уже настроен, спорит руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачев, но теперь налоговики смогут видеть картину со всех сторон. Проверка трансграничных компаний и сделок интересна сразу обеим странам – логично, что, работая вместе, они смогут глубже погрузиться в возможные схемы оптимизации, рассуждает он, повысится качество проверок, их прозрачность.

Проект может оказаться полезным и для бизнеса, убежден Андреев, иногда компании сталкиваются с ситуациями, что в одной стране им доначислили налоги, но в другой они не могут вернуть уже уплаченное. Возможно, включение иностранных налоговиков в проверку решит проблему, надеется он.

Российским же налоговикам такое сотрудничество выгоднее – проверка и доначисления про­водятся в отношении российской компании, деньги идут в российский бюджет, отмечает партнер Taxology Алексей Артюх. Но не ясно, при каких условиях, кроме формального перечня, ФНС все же будет допускать ­иностранных налоговиков к участию в проверке – в проекте четких критериев нет, подчер­кивает он.