Бизнес просит у Медведева защиты от ФАС
Пока она требует резко ужесточить наказание за картели, бизнес просит вовсе их декриминализировать«Более жестокого наказания, чем за нарушение антимонопольного законодательства, можно было представить себе только за государственную измену и за убийство. Я хочу, чтобы все это тоже услышали», – ответил президент Владимир Путин в апреле на критику президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина законопроекта Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В январе 2018 г. ФАС предложила пакет поправок, которые ужесточают ответственность для владельцев бизнеса и расширяют полномочия антимонопольных инспекторов.
Не найдя понимания у президента, бизнес обратился за защитой к председателю правительства Дмитрию Медведеву – 19 июля Шохин, а также президенты Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин и «Деловой России» Алексей Репик отправили ему письмо, в котором предупредили: идеи ФАС крайне негативно повлияют на экономику, а именно – могут привести к увеличению необоснованного давления на бизнес, нарушению законных интересов предпринимателей и коррупционным злоупотреблениям.
«Ведомости» ознакомились с этим письмом, представители ТПП, РСПП и «Деловой России» подтвердили подлинность документа.
В законопроекте ФАС предлагает ввести для акционеров компаний, топ-менеджеров и членов совета директоров отдельную ответственность – более жесткую, чем для обычных сотрудников: срок лишения свободы за антимонопольные преступления – от четырех до восьми лет против максимальных четырех лет, а штраф – в 5 раз выше: от 2 млн до 4 млн руб. против 300 000–500 000 руб. ФАС предлагает не ограничиваться штрафом и лишением свободы. Нужно, по мнению службы, еще и конфисковывать имущество, деньги и ценности, полученные благодаря картельному сговору. Сейчас такого наказания не предусмотрено.
28 марта бизнес проводил встречу с ФАС, но позиция предпринимателей не нашла понимания, говорится в письме. Здоровая конкуренция может быть обеспечена и при полной декриминализации картельных соглашений – если сохранится административная ответственность.
Увеличение срока лишения свободы необоснованно и противоречит зарубежным практикам, указано в письме. ФАС предлагала освобождать от уголовной ответственности тот бизнес, который совершил преступление впервые, но если нанесенный ущерб или полученный доход будет уплачен в двойном размере. Такой подход противоречит общим принципам уголовной политики, сказано в письме, в бюджет должно быть перечислено столько, сколько он недополучил. Бизнес против конфискации имущества, уголовной ответственности собственников, а также против введения нового состава преступления – заключение соглашения при организации и проведении торгов, это не всегда является картельным сговором.
ФАС предлагает увеличить срок давности по картельным делам до пяти или до 10 лет (сейчас – три), по мнению бизнеса, это приведет к нестабильности для участников гражданского оборота и существенно ухудшит инвестиционный климат.
Расширение полномочий сотрудников ФАС может привести к ущемлению прав и интересов бизнеса, предупреждает письмо. Например, антимонопольные инспектора получают доступ к тайне переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, смогут изымать документы при выездных проверках.
Фактически у ФАС появятся полномочия правоохранительного органа, опасаются авторы письма.
ФАС пока не получала письмо с предложением о декриминализации картелей, говорит ее представитель: проект согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство, положения об уголовной ответственности и конфискации имущества сохранены. Формирования здоровой конкурентной среды точно невозможно достичь путем декриминализации картелей, уверен представитель ФАС. Служба действительно предлагает вдвое повысить пороговые значения ущерба и дохода, а после обсуждений законопроекта с РСПП ФАС считает возможным еще больше поднять суммы дохода и ущерба, без учета которых привлечение к уголовной ответственности за картель будет невозможно.
Что расследует ФАС
В 2017 г. ФАС завела 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 360 – о картелях (на 8% больше, чем в 2016 г.). Больше всего картелей ФАС нашла в строительстве и торговле лекарствами и медицинскими изделиями. В 2017 г. служба заподозрила ООО «Технострой», ООО «СУ № 908» и ООО «ДК «Автодор» в картельном сговоре на торгах контрактами (12 млрд руб.) на строительство и ремонт федеральных автомобильных дорог. Один из крупнейших картелей на рынке медицинского оборудования образовали, по мнению ФАС, «Инвамед», «Микромед», «Медпролайф», «Проммедзакупка» и «Медторг» в 2015–2017 гг.: они участвовали в 360 торгах на поставку медицинских инструментов и оборудования, расходных материалов, медицинских изделий и кардиостимуляторов для нужд 28 регионов. В торгах могли участвовать все пять компаний или часть из них, чтобы получить госконтракт по максимальной цене с минимальным снижением стартовой. Общая сумма контрактов превысила 2,5 млрд руб., сообщала ФАС. Последним делом, о котором в июне сообщала ФАС, стало дело Минздрава и АО «Р-фарм», принадлежащего Репику. Два из трех дел возбуждено по статье о картельных соглашениях.
Санкция предлагаемой нормы предусматривает в качестве альтернативы штраф, принудительные работы и лишение свободы, причем Уголовный кодекс устроен так, что лишение свободы применяется в случае такой законодательно предусмотренной альтернативы редко, указывает представитель ФАС: «В таких условиях говорить, что все причастные к уголовно наказуемым картелям будут лишаться свободы, абсолютно неверно».
Бизнес в письме обращает внимание на правильные вещи: ключевая проблема не в мере наказания, а в том, что ФАС плохо отличает картели, говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков: «Слишком высоки риски того, что наказывать будут законопослушных предпринимателей». В картельных делах почти не используются инструменты экономического анализа, сотрудники службы отчитываются за количество возбужденных дел, из-за чего страдает их качество, считает Новиков.
Закон уже предусматривает ответственность, проблема в невысоких стандартах доказывания преступлений, согласна и руководитель антимонопольной практики Art de Lex Ирина Акимова. Сейчас этими делами занимаются следственные органы, которым часто не хватает квалификации для доказательства вины компании. Уголовных наказаний за картели единицы, констатирует она.
Сейчас ФАС уделяет пристальное внимание картелям, но вопрос, не чрезмерны ли полномочия сотрудников, которыми наделяет их законопроект, остается актуальным, считает партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Анна Нумерова. Но в законопроекте, по ее мнению, есть и очевидные плюсы: сегодня сотрудник правоохранительных органов может возбудить уголовное дело за ограничение конкуренции без какого-либо решения ФАС, а по законопроекту – только если есть заключение ФАС.
Бизнес небезосновательно опасается, говорит руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский, конфискация имущества – точно избыточная мера, прибыль от преступления получает, как правило, компания, получить ее обратно можно за счет штрафа или взыскав убыток. Кроме того, по уголовному процессу взыскать убытки можно и с менеджера компании, считает Вознесенский. Если взыскать имущество по законопроекту, денег, чтобы расплатиться с потерпевшими, может не хватить, кроме того, есть риск двойного взыскания. Лишним кажется Вознесенскому и усиление уголовной ответственности за картель, полезнее улучшить доказывание таких дел, чем ужесточать ответственность за неработающую статью.
Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова в понедельник вечером не ответила на запрос.
В подготовке статьи участвовали Елизавета Базанова и Наталья Ильина