ФАС и интернет-компании разошлись во взглядах на данные пользователей
Доступ к данным может стать серьезным конкурентным преимуществомВ марте Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала проект поправок к закону «О защите конкуренции», получивший название «пятый антимонопольный пакет». Его цель – оптимизировать антимонопольное регулирование в цифровой сфере. Один из пунктов этого законопроекта предлагал запретить дискриминационный доступ к данным (к каким именно, ФАС не конкретизировала), против чего выступили крупные технологические компании.
В прошлый четверг состоялось заседание рабочей группы по нормативному регулированию цифровой экономики, где «Яндекс», Mail.ru Group и «Ростелеком» предложили исключить из законопроекта ФАС идею о запрете дискриминационного доступа к данным, сообщили представители компаний. Она способна негативно повлиять на отрасль, пояснил представитель Mail.ru Group. Рабочая группа поддержала компании, сообщил представитель АНО «Цифровая экономика» и подтвердил присутствовавший на заседании председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов (фонд «Сколково» – один из ответственных за нормативное регулирование цифровой экономики). Представитель ФАС пообещал, что служба детально изучит предложение компаний.
Говорить о дискриминационном доступе к данным преждевременно, поясняют компании в материалах рабочей группы. В нынешнем законодательстве нет понятий данных и порядка их сбора и обработки, критериев дискриминационного доступа к ним (в том числе в зависимости от их категории – персональных данных, сведений об абонентах, банковской или врачебной тайны). Поправки ФАС о равном доступе вступают в противоречие с отраслевым законодательством (банковским, связным) и с общими требованиями закона о персональных данных, указывает один из участников заседания рабочей группы. Он также отмечает, что понятие «данные» весьма широко: к нему можно отнести разные сведения, от коммерческой тайны до персональных данных потребителей.
Данные стали ресурсом, а каждого человека можно сравнить с нефтяной вышкой. Причем человек нередко еще и платит, чтобы отдать свои данные бизнесу. Это серьезная проблема, и впору говорить, чтобы бизнес не злоупотреблял данными, получаемыми от пользователей.
Под дискриминационным доступом к данным ФАС подразумевает, что для компании, собравшей любые данные своих потребителей, они представляют рыночную ценность, объясняет партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев (участвовал в обсуждении пятого антимонопольного пакета в рабочей группе Ассоциации антимонопольных экспертов). Число продуктов, для которых важна ценность данных, растет и поэтому обладание такими данными ставит одни компании в более выгодное положение, чем другие, и они могут диктовать другим свои рыночные условия, рассказывает Патракеев.
Несмотря на то что данные в широком смысле (не только персональные данные, но и, например, большие данные, и интеллектуальная собственность) весьма фрагментарно представлены в российском законодательстве, их, безусловно, уже можно считать объектом монополии, рассказывает советник антимонопольной практики адвокатского бюро Capital Legal Services Андрей Астанин. Они оказывают огромное влияние на бизнес. Поэтому государству необходимо их регулировать, что способно позитивно повлиять на уровень конкуренции, уверен Астанин.