Угрозы российской экономике создают сами власти, предупреждает S&P

Желание ускорить экономику может подорвать бюджетную стабильность
Перечисленные S&P риски очевидны
Перечисленные S&P риски очевидны / Максим Стулов / Ведомости

Международное агентство S&P подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на инвестиционном уровне BBB-, краткосрочный – на уровне A-3, прогноз – «стабильный». Но, сохранив рейтинг, S&P дало весьма сдержанную оценку состоянию российской экономики, институтам и перспективе их улучшения, несмотря на реформы, часть из которых правительство уже обозначило.

S&P оценило успехи властей в макроэкономической политике, что позволило России подстроиться к низким ценам на нефть и санкциям. Но в очередной раз отметило слабость институтов. Из-за этого восстановление экономики тоже будет слабым – в этом году ВВП вырастет на 1,6%, в 2019–2021 гг. – в среднем на 1,8%. Это меньше даже пересмотренного после решения правительства повысить НДС прогноза Минэкономразвития, не считая 2019 г., когда экономика должна замедлиться до 1,4%. Но затем, по прогнозу Минэкономразвития, она должна ускорить рост выше 3%. Поможет улучшение ситуации в мировой экономике и небольшое увеличение внутреннего потребления на фоне роста кредитования и роста бюджетных инвестиций, считает S&P.

Сдерживать потенциал долгосрочного роста будут демографические проблемы – старение населения и сокращение рабочей силы, а также низкая производительность труда, повышению которой мешают структурные препятствия, включая доминирующую роль государства в экономике и слабую конкуренцию, полагает S&P.

Но даже слабое восстановление экономики может подорвать само государство. Среди угроз, которые создают сами власти, – отсутствие прецедентов передачи власти президента на конкурентных выборах, бюджетные риски и необходимость финансовой поддержки банков, клиенты которых – крупные госкомпании, перечисляет S&P. Правительство заявило о новой программе сложных и дорогих реформ, предложение увеличивать бюджетные расходы примерно на 1,5% ВВП ближайшие шесть лет вряд ли негативно повлияет на бюджетную устойчивость, пишет S&P: ставка НДС будет увеличена с 18 до 20%, вырастет налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор, повышен пенсионный возраст, а неприоритетные расходные статьи сокращены, увеличены займы. Но политическое давление с целью стимулировать рост экономики и неудачные попытки чиновников следовать бюджетным правилам в прошлом вынудили S&P сменить прогноз профицита консолидированного бюджета с 0,4% в 2018–2020 гг. на минимальный дефицит в 2021 г. Может ухудшиться ситуация с региональными бюджетами и материализоваться условные обязательства госсектора, предупреждает агентство.

Перечисленные S&P риски очевидны, говорит директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Оценивая госдолг, нужно подразумевать и долги госкорпораций и госкомпаний перед банками, уже были случаи, когда за них пришлось платить бюджету. Бюджетное правило снижает риски со стороны бюджета, но, чтобы инвесторы в это поверили, нужно время, уверен Тремасов.

Пока поводов для пересмотра рейтинга нет, считает Тремасов, все макроэкономические показатели оценены по максимуму, слабые места – низкие темпы роста экономики и институциональные проблемы. Поводом для повышения прогноза по рейтингу может быть пенсионная реформа, говорит он. Следующий раз S&P будет пересматривать рейтинг в феврале 2019 г.