Государство обещает защитить инвесторов от самого себя
Поправки, снижающие для них риски, Минэкономразвития вскоре внесет в правительствоПрезидент Владимир Путин обещал развернуть масштабное инфраструктурное строительство и поручил за шесть лет увеличить эти инвестиции до 11 трлн руб. Где набрать денег в бюджет, правительство уже придумало: оно повышает НДС и создает специальный фонд развития размером до 3,5 трлн руб. На 1 руб. из него нужно привлечь 2–3 руб. частных инвестиций, говорил первый вице-премьер Антон Силуанов. Минэкономразвития предложило механизм, как это сделать: снизить риски для инвесторов, в том числе созданные властями, и упростить привлечение частного капитала.
О механизме «инфраструктурной ипотеки» чиновники спорили год. В ближайшие две недели проекты поправок в законы о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и о концессиях будут наконец внесены в правительство, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник и подтвердил через представителя замминистра экономического развития Михаил Расстригин. По его словам, Минэкономразвития собрало замечания ведомств и заканчивает их рассмотрение. «Ведомостям» удалось ознакомиться с проектом поправок, их подлинность подтвердил чиновник.
Минэкономразвития предлагает провести четкую границу между госзакупками и концессиями. Ее отсутствие сейчас – ключевой риск для проектов с привлечением частного капитала, признают эксперты. Из-за претензий ФАС к проекту дороги в Башкирии под угрозой оказались многие крупные концессии, а рынок буквально встал. ФАС решила, что проекты с полным финансированием из бюджета не могут считаться концессией, а являются госзакупкой. Угроза отступила после того, как ФАС проиграла суд во второй инстанции, но к тому моменту министерства и ведомства уже готовили поправки в законодательство. Нет никакой гарантии, что «башкирское дело» не повторится, объясняет их необходимость федеральный чиновник.
В поправках Минэкономразвития предлагает разграничить капитальный грант (оплата расходов инвестора концедентом) и плату концедента (возмещение затрат, в том числе полностью, уже после создания объекта). Эта вторая часть должна выплачиваться постепенно – минимум в течение трех лет после завершения стройки. На такой рассрочке настоял Минфин, знает чиновник, ФАС же и вовсе предлагала, чтобы затраты возмещались государством, только если у инвестора нет других возможностей вернуть потраченное.
Положения об отложенных платежах позволят устранить смешение концессионных и закупочных процедур, передал через представителя замруководителя ФАС Рачик Петросян, и предотвратят случаи, когда госорганы уклоняются от закупок, маскируя их концессионными соглашениями.
Еще одна гарантия для инвесторов – право определить в соглашении условия возмещения потерь, например, если изменилось регулирование или выросла налоговая нагрузка. Включить в соглашение особые обстоятельства не запрещено и сейчас, но поправки закрепляют такую возможность в законе, объясняет управляющий юрист CLS Дмитрий Раев. Сейчас возместить потери фактически невозможно, рассказывает управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин: это останавливало от вхождения в проекты десятки компаний.
Инвесторам случалось сталкиваться с потерями из-за изменения регулирования. Например, они могут лишиться более 15 млрд руб. из-за решения властей снизить субсидии на НДС, оценивали аналитики InfraOne. Иногда инвесторам удается после переговоров получить компенсацию – в 2015 г. премьер Дмитрий Медведев распорядился вернуть 4,8 млрд руб. Северо-Западной концессионной компании (консорциум «Мостотреста» и Vinci), строившей участок трассы М11, – стройка затянулась из-за проблем с участками, коммуникациями и конфликта вокруг Химкинского леса, через который проходит дорога. Но для средних проектов компенсация – это скорее исключение, говорит один из консультантов. Поправки подробно определяют и состав платы концедента – инвестор сможет возместить и неполученный доход, отмечает Раев.
Гарантии смогут получить и инвесторы, предложившие концессию. Если они проиграют конкурс, то победитель должен будет оплатить их расходы на подготовку проекта. Какая часть расходов будет компенсироваться, скорее всего, определит правительство для каждой отрасли, говорит чиновник. К началу 2018 г. было зарегистрировано 323 предложения инвесторов, по 249 из них, правда, заявители не прошли конкурсный отбор, а успешно завершились лишь три заявки.
Проще станет заключить соглашение о концессии и ГЧП. Публичные партнеры, например регионы, смогут объединяться, чтобы провести совместный конкурс и заключить общее соглашение, а не по отдельности, как сейчас. Параллельно с основным конкурсом государство сможет провести еще один – чтобы отобрать и кредитора. Сейчас банки идут в проекты, только если государство по соглашению обязуется вернуть банку кредит и проценты в случае дефолта заемщика, рассказывает Раев, так как концедент принимает на себя риски заемщика, он заинтересован, чтобы условия кредита были максимально рыночными. Параллельный отбор в предложенном виде поставит под угрозу возможность банковского финансирования проектов ГЧП, говорит управляющий директор департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка Елена Бардашева: механизм как минимум противоречит действующим правилам кредитования. Норма создаст дополнительные трудности, согласен исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченков, привлечение финансирования – задача частного партнера, на этапе конкурса даже непонятно, кто концессионер, а значит, финансовая организация не может обозначить позицию по отношению к заемщику.
Если же у инвесторов возникнут проблемы из-за трактовки законов, Минэкономразвития хочет дать властям разъяснения – себя оно предлагает сделать куратором ГЧП. С таким расширением полномочий не согласны Минфин и ФАС, следует из их отзывов на проект («Ведомости» ознакомились с копиями, подлинность подтвердил чиновник). Пока доработанный законопроект не поступил в ФАС, отмечает Петросян. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Минэкономразвития регулирует многие проблемные вопросы, с которыми столкнулся рынок ГЧП, говорит Бардашева. Поправки устраняют многие проблемы, согласен Раев. Сейчас для инфраструктурных проектов доступно около 2 трлн руб., оценивали аналитики InfraOne, но крупнейшим инвестором остается госсектор (71%) и в этом году тренд на усиление роли государства сохранился, активность частных банков менее заметна. Поправки позитивно повлияют на рынок, но не дадут большого рывка, осторожен Ткаченков, важнее создание фонда развития. Но ни поправки, ни деньги не могут устранить риски, связанные с общим инвестиционным климатом в стране, заключает он.