Как военные взяли экономику Египта под контроль после «арабской весны»
Cнижение уровня жизни снова вызывает недовольство населенияПрезидент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси подавил оппозицию и в марте переизбрался на второй срок, набрав 97% голосов. При этом стратегия ас-Сиси напоминает режим Хосни Мубарака, свергнутого после 30-летнего правления во время «арабской весны» 2011 г. Как и Мубарак, он полагается на армию, которая получает экономические привилегии. Но многие бизнесмены жалуются, что ас-Сиси зашел дальше, вытесняя частные предприятия в ущерб экономике.
«Военные могут заблокировать любой проект и теперь имеют собственные компании. Это нехорошая ситуация», – говорит миллиардер Нагиб Савирис, которому пришлось отказаться от некоторых проектов в Египте из-за государственного вмешательства.
Недовольство растет
ВВП Египта, по данным центробанка, растет на 5,4%. Но уровень жизни большинства египтян снижается на фоне роста цен на продовольствие и высокой безработицы среди молодежи. Это вызывает у населения недовольство, которое предшествовало революции. Неожиданное повышение стоимости поездок на метро в мае спровоцировало спонтанные протесты.
Ас-Сиси пришел к власти в 2014 г. после свержения президента Мухаммеда Мурси, который возглавил страну после «арабской весны». Ас-Сиси обещал стабильность и благополучие и какое-то время имел почти культовый статус, поскольку Египту удалось избежать войн и беспорядков, потрясших другие арабские страны. Но стабильность оказалась недолгой, так как правительству не удавалось прекратить теракты. Даже военные стали проявлять недовольство ас-Сиси, и власти не допустили трех нынешних и бывших офицеров к участию в президентских выборах.
Администрация ас-Сиси не ответила на запросы о комментариях, а представитель военных сил Египта отказался ответить на вопросы.
Военные в экономике
Армия играет важную роль в экономике Египта уже несколько десятилетий. Собственные предприятия помогали ей компенсировать сокращение бюджетных расходов Мубараком после подписания мирного договора с Израилем в 1978 г. К концу 30-летнего правления Мубарака армия владела супермаркетами и отелями, выпускала даже макаронные изделия, а также пользовалась тем, что была освобождена от налогов и имела дешевую рабочую силу в виде солдат-призывников.
Но при ас-Сиси влияние военных усилилось еще больше.
Невозможно точно подсчитать, какой процент экономики контролирует армия, так как связанные с ней предприятия не раскрывают прибыль, а данные о выделяемом ей бюджете не публикуются. В интервью государственному телевидению в марте ас-Сиси заявлял, что на долю военных приходится всего 2-3% экономики, и добавил: «Если бы было 50%, я бы гордился». Но эксперты уверены, что реальная роль военных намного превосходит официальные оценки.
«[Ас-Сиси] не доверяет частному сектору, не доверяет бизнесменам», – утверждает Эндрю Миллер, который отвечал за изучение связанных с египетской армией вопросов в Совете национальной безопасности США.
Придя к власти, ас-Сиси обратился к армии за помощью в решении экономических проблем. Это ей он поручил расширить Суэцкий канал, что стало одним из его крупнейших проектов. Также президент позволил военным вытеснить гражданские предприятия, которые должны были разделить земельные участки вдоль канала и построить там промышленную и портовую зоны. Вместо них контракты получили военные. Запланированные зоны пока так и не построены, хотя правительство утверждает, что пытается ускорить реализацию проекта. Руководит им теперь, как и администрацией Суэцкого канала, адмирал Мохаб Мамиш.
Контроль над предприятиями
Военные также влияют на экономику через нынешних и бывших офицеров, которые входят в советы директоров и владеют акциями в частных предприятиях. Это позволяет им контролировать компании и получать прибыль, даже если они не владеют ими напрямую. «Они в каждой бочке затычка», – говорит Шана Маршалл, эксперт по египетской экономике в Университете Джорджа Вашингтона.
В последние два года военные также получили контроль над тремя крупными частными телеканалами. Одним из них, OnTV, раньше владел миллиардер Савирис. Но после того как он отказался по просьбе правительства уволить трех ведущих новостей, канал приобрел лояльный властям сталелитейный магнат, который затем продал его в 2017 г. компании, принадлежащей разведывательной службе Египта. Кроме того, по словам Савириса, военные помешали ему купить инвесткомпанию CI Capital в 2016 г. CI Capital не ответила на запрос о комментарии.
Военные также помешали американской агропромышленной корпорации Archer Daniels Midland приобрести египетскую National Company for Maize Products, утверждает Савирис. Знакомые с ситуацией человек подтвердил, что египетские регуляторы заблокировали запланированную сделку. Позже это предприятие объединилось с другой египетской компанией.
Правительство ас-Сиси поменяло регулирование отраслей, чтобы армии было легче вести бизнес. Оно расширило возможности военных заключать сдеки с недвижимостью и позволило им создавать фармацевтические компании. Когда из-за валютного кризиса в Египте возник дефицит сахара и другого продовольствия в 2016 г., армия начала продавать его по сниженным ценам прямо с грузовиков. Также она поставляла детское питание со скидками через аптеки и представила это как победу над частными «жадными монополиями и компаниями, работающими в молочной отрасли».
Новая столица
Но заметнее всего власть военных над экономикой видна на примере многочисленных государственных строительных проектов. По словам экспертов, новые регулирующие нормы позволили связанным с военными подрядчикам фактически монополизировать эти проекты.
Самый амбициозный из них – строительство новой столицы в пустыне в восточной части страны. Правительство объявило об этом в 2015 г. Предполагалось, что город будет построен к 2022 г. и там поселятся 5 млн человек. Это позволило бы разгрузить Каир и его окрестности, где проживает около 20 млн человек. Но проект сильно отстает от графика, признает контролируемый армией подрядчик. Единственное законченное здание – принадлежащий военным отель. «Честно говоря, мы пока не планировали ничего кроме первой фазы» из предполагавшихся трех, говорит представитель проекта Халеда Эль-Хуссейни.
Когда китайская госкомпания отказалась от контракта на строительство правительственных зданий на $3 млрд, одно из ведомств министерства обороны предложило завершить работу за полцены с помощью субподрядчиков, утверждает Эль-Хуссейни.
В марте правительство Египта объявило о начале строительства делового района в новой столице. Там планируется построить небоскреб высотой около 385 м, который должен стать самым высоким зданием в Африке. Для завершения строительства этой части столицы связанная с армией компания заключила контракт с China State Construction Engineering Corp.
Перевел Алексей Невельский