Налог на имущество людей может быть снижен

Депутаты предложили уменьшить максимальный коэффициент при его расчете
Некоторые чиновники были сами неприятно удивлены росту налога на недвижимость
Некоторые чиновники были сами неприятно удивлены росту налога на недвижимость / Андрей Гордеев / Ведомости

Законопроект, ограничивающий рост налога на недвижимость, внесла в Госдуму группа депутатов во главе с ее председателем Вячеславом Володиным. В нем предложено отказаться от запланированного повышения налоговых платежей, взимаемых с населения, и ограничить их рост из-за пересмотра кадастровой стоимости принадлежащего им имущества.

Доработать методику кадастровой оценки поручал президент Владимир Путин в марте по итогам послания Федеральному собранию. Некоторые высокопоставленные госслужащие были неприятно удивлены, когда увидели, как растет в их платежках налог, рассказывали «Ведомостям» чиновники.

Налог с ошибками

Также проект предлагает запретить пересчитывать уже выплаченный налог, который был рассчитан с ошибками. А если оценка была оспорена, то налог должен пересматриваться за все время, а не с года подачи заявления. Ошибки в кадастровой оценке встречаются очень часто из-за плохого наследства от БТИ, рассказывает Каминский, только в Московской области у 76% объектов не обозначен год постройки, а 40% земельных участков не имеют границ.

В 2015 г. кадастровая стоимость заменила более низкую инвентаризационную для расчета налога на недвижимость людей в 28 регионах, с тех пор их число превысило 60. Общая ставка налога – 0,1%, регионы могут обнулить ее или увеличить, но не более чем втрое. Чтобы нагрузка не выросла слишком резко, был установлен переходный период. Первые четыре года сумма налога, которая рассчитывается по кадастровой стоимости, уменьшается на понижающие коэффициенты: в первый год – 0,2, во второй – 0,4, в третий – 0,6, в четвертый – 0,8. С пятого года скидка отменяется и нужно платить полную сумму налога. К этой сумме также прибавляется налог, рассчитываемый по инвентаризационной стоимости, но его доля, напротив, постепенно сокращается и на пятый год обнулится.

И тем не менее для многих нагрузка выросла ощутимо, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Чем ближе к центру, тем больше кадастровая стоимость в Москве, говорит председатель совета директоров «Бест-новостроя» Ирина Доброхотова, больше других пострадали жители ветхих и изношенных домов в центре. А также жители новостроек с апартаментами, которые приравниваются не к жилой, а к коммерческой недвижимости, налог с которой выше, отмечает Доброхотова.

Депутаты предлагают ввести сразу два ограничения. Первое – отказаться от повышения коэффициента выше 0,6 и сделать эту «скидку» постоянной. Это означает, что после окончательного расчета налога, его сумма будет автоматически уменьшаться на 40%. Сейчас коэффициент 0,6 (для расчета налога на 2017 г.) применяют 28 регионов, перешедшие на кадастровую стоимость с 2015 г., включая Москву, еще 21 – 0,4, 15 – 0,2.

Второе предложение депутатов – ограничить рост налога из-за пересмотра кадастровой оценки в тех регионах, где действует коэффициент 0,6. Его сумма не должна увеличиваться более чем на 10% независимо от того, как выросла кадастровая стоимость. «Пусть хоть удвоится», – говорит федеральный чиновник. Обычно налог начинает резко расти, именно когда коэффициент достигает 0,6, объясняет он. В 2017 г., например, эти доходы регионов почти удвоились.

Минфин поддерживает законопроект и участвовал в его разработке, указывает его представитель. Возможный вариант с замораживанием понижающего коэффициента называл ранее помощник президента Андрей Белоусов.

Недополучат регионы около 6 млрд руб., ссылаются авторы проекта на данные Федеральной налоговой службы. Но получат компенсацию из федерального бюджета, пообещал Володин. Этот вопрос будет решаться, отмечает представитель Минфина, не уточняя, как именно.

Доля налога на имущество людей в налоговых доходах муниципалитетов, как правило, не превышает 5%, говорит Редькин. Но оценка в 6 млрд руб. ему кажется заниженной. В 2017 г. люди заплатили 52 млрд руб. налога на имущество, если предположить, что коэффициент во всех регионах был 0,6, то с его ростом до единицы регионы должны были получить еще 34 млрд, большая часть из которых, правда, приходится на Москву, объясняет Редькин.

Новые правила выгодны людям, так как налог будет меньше, говорит председатель комиссии по кадастровой оценке Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский. Но он ограничивает финансовую самостоятельность регионов, считает Редькин. «История про то, что регионам дают какую-то власть в плане налоговой политики, скорее лукавство – сверху поступает указание, сколько собирать», – замечает руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов.