Правительство хочет ускорить принятие невыгодных бизнесу налоговых законов

Чтобы он заранее готовился платить больше
Правительство собирается поспешить и поторопить Госдуму (на фото – премьер Дмитрий Медведев) / Евгений Разумный / Ведомости

В мае Минфин, Минэкономразвития и экспертный совет при правительстве должны подготовить поправки, которые ограничат 1 сентября срок принятия налоговых законов – если они вступают в силу со следующего года и ухудшают жизнь компаний. Такое поручение в марте дал премьер Дмитрий Медведев. По действующему Налоговому кодексу они должны быть опубликованы не позднее 30 ноября.

Однако уложиться в новый срок будет непросто, следует из законопроекта, который экспертный совет отправил в Минфин («Ведомости» ознакомились с ним): придется принимать все поправки в весеннюю сессию Госдумы (до июля). Сейчас же не выполняется даже требование Бюджетного кодекса представлять в правительство проекты налоговых поправок до 1 сентября – норма регулярно приостанавливается, пишут эксперты. И предлагают более щадящий для чиновников и депутатов срок – 1 октября. Тогда Госдума сможет принимать поправки в начале осенней сессии.

Это компромисс между позицией бизнеса, который настаивает на принятии законов в весеннюю сессию, и реальными возможностями законодателя, который часто корректирует налоговые нормы под нужды бюджета, указывает куратор налоговой группы экспертного совета Екатерина Коломенская. Если установить в поправках срок 1 сентября, то и эта норма может быть приостановлена, опасается она. Прежде успевали внести законы до 1 сентября, замечает федеральный чиновник.

Минэкономразвития письмо не получало, сообщил его представитель: для бизнеса важна предсказуемость налоговых условий, но в нынешней макроэкономической ситуации нужно иметь возможность точечной донастройки налоговой системы. Предложения будут направлены в правительство в срок, лаконичен представитель Минфина.

Поправки повлияют на принятие негативных изменений по большинству налогов, говорит партнер Taxology Алексей Артюх, налоговый период обычно год, а значит, такие поправки должны вступать в силу с нового года. Срок, безусловно, надо сдвигать, категоричен управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Налогоплательщики устали каждое 30 ноября получать сотни страниц изменений и в авральном режиме менять бизнес-процессы». Это положительный тренд, указывает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-аудит PKF» Александр Овеснов. Но для планирования бизнесу необходимо знать будущие налоговые условия уже в феврале-марте, торопит власти человек, близкий к бюро РСПП. Увеличение срока адаптации с одного месяца до трех или четырех не решит проблему нестабильности налоговых условий – новое правило, внезапно появившееся даже 1 сентября, ставит крест на большинстве бизнес-стратегий, согласен партнер KPMG Михаил Орлов.

Обычной практикой стало внесение в конце года изменений, которые «существенно влияют на сумму налогов к уплате», пишут правительственные эксперты. Такие поправки дорого обходились бизнесу. Например, регионы получили право решать, сохранять ли льготу по налогу на движимое имущество. При ставке 1,1% их бюджеты получат в 2018 г. дополнительно около 70 млрд руб., оценивал другой чиновник. А ограничение переноса убытков на будущие периоды увеличило в 2017 г. доходы регионов от налога на прибыль на 248 млрд руб., писали аналитики АКРА. Еще одна поправка – увеличение взносов индивидуальных предпринимателей на пенсионное страхование – в 2017 г. обошлась бизнесу в 20,9 млрд руб., подсчитывало Минэкономразвития.

При этом доля законов, принимаемых в последние два месяца года, сильно меняется от 21% в 2003 г. до 88% в 2007 г., в прошлом году – 53%, подсчитали эксперты Taxadvisor. Многие правки в Налоговый кодекс корректируют ранее принятые, указано в письме экспертного совета. «Проблема в спешке и низком качестве законов», – констатирует Артюх.

Прозрачность и предсказуемость налогового законодательства ценится бизнесом даже выше, чем льготы, следует из опроса, проведенного РСПП в феврале. Главным условием устойчивого роста экономики 28,4% участников съезда РСПП (около 700 компаний) называли «предсказуемость фискальной нагрузки», 21,6% – стабильность ее уровня. За налоговые льготы «проголосовали» только 14,7%.

Прежде «Основные направления налоговой политики» Минфина служили для бизнеса ориентиром при планировании, но теперь они не вполне выполняют эту функцию, говорит человек, близкий к бюро РСПП. Бизнесу нужен подобный стратегический документ, который формировал бы понятную и прозрачную среду, настаивает он. Налоговые изменения должны обсуждаться публично, считает Орлов. Например, в виде нулевого чтения, замечает член экспертного совета ТПП Максим Хвалибов, тогда мнение бизнеса станет частью пояснительной записки к закону и, возможно, повлияет на решения законодателя. Заблаговременно обсуждать принимаемые законы с бизнесом нужно, но без фанатизма: вряд ли компании будут рады любой новой нагрузке, осторожна вице-президент по устойчивому развитию бизнеса Unilever Ирина Бахтина. Но обязательно нужно систематически оценивать эффективность уже вступивших в силу законов, заключает она.