Испанцы стали богаче итальянцев

Экономика Испании возродилась после кризиса, а итальянская стагнирует с начала века
Открытость для инноваций и иностранных инвестиций помогла Испании преодолеть последствия кризиса
Открытость для инноваций и иностранных инвестиций помогла Испании преодолеть последствия кризиса / Daniel ochoa de Olza / AP

ВВП на душу населения Испании в 2017 г. составил $38 286 против $38 140,3 у Италии, сообщил МВФ, сравнивающий показатели по паритету покупательной способности в текущих ценах. Фонд прогнозирует, что через пять лет Испания будет на 7% богаче Италии, тогда как десятилетие назад последняя лидировала с отрывом в 10%.

При сохранении тенденций к 2023 г. даже некоторые бывшие социалистические страны, такие как Словакия и Чехия, обгонят Италию по ВВП на душу населения, ожидают эксперты МВФ. Испания и Италия сильно пострадали от мирового кризиса 2008 г., а потом от европейского долгового кризиса в начале этого десятилетия. Однако первая сейчас – одна из самых быстрорастущих экономик еврозоны. А вторая, по данным ОЭСР, одна из немногих крупных экономик, которая по размеру ВВП даже не вернулась на докризисный уровень. Плохие результаты Италии в долгосрочной перспективе ­объясняются, в частности, быстро стареющим населением, низкой производительностью, всепроникающей бюрократией и высоким уровнем госдолга. У Испании есть некоторые структурные преимущества, такие как более молодое население, отмечает Карло Альберто Карневале-Маффе, профессор бизнес-школы при миланском Bocconi University, но она также более эффективно, чем Италия, осуществляла госинвестиции, особенно в инфраструктуру, более открыта для инноваций и иностранных инвестиций.

«Италия и Испания обгоняли друг друга с XVI в., сейчас они нас обошли, – говорит Карневале-Маффе. – Этого стоило ожидать, так как Испания по меньшей мере с 2011 г. демонстрирует траекторию более здорового и убедительного роста».

Экономическая стагнация в Италии – одна из главных причин острых политических разногласий. Всеобщие выборы в марте не выявили явного победителя, и в стране до сих пор не сформировано правительство. Без структурных реформ Италия «продолжает представлять латентную угрозу еврозоне», написал в отчете старший экономист KBC Ливен Ноппе, тем более что уровень ее долга самый высокий после Греции.

То, что Испания вырвалась ­вперед, во многом объясняется проблемами Италии. Хотя с 2015 г. испанская экономика растет быстрее, чем французская, немецкая и британская, ее восстановление после 2008 г. было более слабым, чем у других ведущих стран ЕС, а ее ВВП всего на 2% больше, чем в начале 2008 г.

В конце 1990-х гг. экономика Италии (где проживает почти на 15 млн человек больше, чем в Испании) была вдвое больше испанской. Сейчас она больше лишь на 50%, и разница, как ожидается, еще сильнее сократится в ближайшие пять лет. С 1999 г. Италия показывает плохие результаты, говорит Джек Аллен, экономист Capital Economics. Сейчас она лишь немногим больше, чем в 2000 г., тогда как у других стран ЕС ВВП вырос на 25% и более, а у Испании – на 35%. Рост ВВП Италии в 2017 г. на 1,5% был самым быстрым с 2010 г., свидетельствуют данные МВФ.

Фонд ждет, что в этом году рост ускорится. Но результаты выборов означают, что «смелые реформы вряд ли материализуются» и перспективы роста экономики Италии, «скорее всего, останутся ниже, чем у других крупных европейских стран», считает Массимо Бассетти, экономист FocusEconomics.

Перевел Михаил Оверченко

Открытость для инноваций и иностранных инвестиций помогла Испании преодолеть последствия кризиса