Итальянская экономика разучилась расти
Производительность падает, чрезмерная бюрократия и укоренившиеся привычки мешают бизнесуС приближением парламентских выборов в Италии 4 марта политики дают все больше популистских обещаний. Но проблема в том, что Италия забыла, как заставить экономику расти, утверждают специалисты исследовательского центра Einaudi Institute for Economics and Finance. Ее экономика восстанавливается после кризиса медленнее, чем в других европейских странах.
Основная причина – снижение производительности, из-за чего Италия в последние четверть века не поспевает за быстрыми изменениями в мире. После Второй мировой войны резкий рост производительности помог Италии превратиться из бедной сельскохозяйственной страны в одну из ведущих промышленных держав, но в середине 1990-х гг. прогресс прекратился, свидетельствуют данные Conference Board. С тех пор ВВП Италии растет очень медленно.
Итальянская экономика сильно сократилась во время долгового кризиса в Европе в начале 2010-х гг. Только сейчас она постепенно восстанавливается, но в 2017 г. выросла всего на 1,5%, что на целый процентный пункт меньше, чем в целом экономика еврозоны. Поэтому итальянцев не покидает чувство, что страна находится в упадке, а многие европейские политики считают, что следующий кризис в еврозоне может начаться именно в Италии.
Отчасти проблема низкой производительности в Италии вызвана неэффективностью правительства и укоренившимися привычками бизнеса, считает Einaudi, получающий финансирование от центробанка страны.
Итальянская политика стала гораздо более хаотичной, с тех пор как на фоне коррупционных скандалов в начале 1990-х гг. рухнула старая партийная система. Einaudi указывает, что после 1992 г. правящие коалиции стали более хрупкими, а политики стали бороться за внимание избирателей, чаще продвигая сложные законопроекты. Это привело к чрезмерной бюрократии, отмечает экономист Einaudi Луиджи Гуизо: «Страна стала неэффективной».
Возник парадокс. Политики стали слабее, органы власти – более влиятельными и неповоротливыми, отмечает Гуизо. В пример он приводит государственную программу отправки молодых итальянцев учиться предпринимательству в Кремниевой долине и бизнес-школах США. По его словам, чиновники хотели отправить американским организациям приглашения для участия в тендере на итальянском языке. После долгих уговоров они согласились продублировать их на английском, но настояли, чтобы заявки все-таки подавались на итальянском.
Бюрократия создает проблемы и местным бизнесменам. Владелец римской пиццерии Pinsere Джанни Анджелилли рассказывает, что если он решит открыть новые заведения, то только за границей. Недавно ему пришлось заплатить штраф, так как оказалось, что вытяжка его печи, сделанная по европейским, национальным и региональным стандартам, не соответствует новым правилам римских властей.
Видя растущий спрос, производитель электроники Ecolibri хотел расширить производство и купил здание по соседству со своим заводом в бизнес-парке около Милана. Но потребовался год, чтобы получить от местных чиновников разрешение на его использование, говорит гендиректор Ecolibri Донателла Скарпа: «Нам говорили, что здание находится на сельскохозяйственной земле. Самое смешное, что оно окружено другими промышленными компаниями и находится на улице с названием Viale delle Industrie (Промышленный проспект)».
Но бюрократия – не единственная проблема, отмечает экономист Einaudi Фабиано Скиварди. Зачастую семейными компаниями, составляющими основу итальянской экономики, управляют немолодые и не склонные к риску люди, которые стараются не привлекать инвестиции и профессиональных менеджеров со стороны. В результате они тормозят развитие страны. «Нужно менять культуру», – говорит Скиварди.
Немногие семьи отказываются от старых привычек. У четырех владельцев Pasubio, производителя кожи для отделки салонов люксовых автомобилей, были разногласия по поводу стратегии. В 2017 г. они продали контрольный пакет акций фонду прямых инвестиций CVC Capital Partners, и лишь один из братьев, Лука Претто, остался в руководстве компании. Теперь бизнес Pasubio реорганизован и быстро растет. «Эмоции мешали принимать деловые решения. Мы понимали, что нужны внешние инвестиции и топ-менеджеры со стороны, чтобы расширить бизнес, – говорит Претто. – Для Италии это необычный шаг. Местный менталитет – видеть компанию частью семьи, но он мешает развитию бизнеса».
Перевел Алексей Невельский