Российские власти хотят создать офшоры для помощи попавшим под санкции олигархам

В Калининград и на остров Русский бизнес сможет вернуть капитал без налога и жить по особым правилам
Попавший под санкции США бизнес сможет спрятаться в двух внутренних псевдоофшорах
Попавший под санкции США бизнес сможет спрятаться в двух внутренних псевдоофшорах / Евгений Разумный / Ведомости

Премьер Дмитрий Медведев 9 апреля обещал поручить правительству разработать меры поддержки попавших в санкционные списки США российских компаний. «Это касается и металлургов, и энергетического сектора, и торговли продукцией оборонно-промышленного комплекса», – заявил он на совещании с вице-премьерами.

С пострадавшими, возможно, встретится и президент России Владимир Путин, сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. В графике Путина пока нет встречи с попавшими под санкции США бизнесменами, однако исключить такую возможность нельзя.

«Ведомости» узнали, как может быть оказана поддержка. Власти обсуждают проект создания в России двух территорий со специальным режимом и признаками офшора – на острове Октябрьский в Калининграде и на дальневосточном острове Русский, рассказали четыре федеральных чиновника, а также человек, участвовавший в обсуждении такого проекта. Законопроект разработан Минэкономразвития, сказал его представитель, сейчас документ согласуется с профильными ведомствами, принять его планируется в весеннюю сессию. Представитель правительства Калининграда подтвердил обсуждение идеи.

Такой проект обсуждался давно, знает один из чиновников, но с ужесточением санкций США о нем вспомнили. Сейчас нужны механизмы возврата и хранения капитала в России, объясняет собеседник «Ведомостей». 6 апреля минфин США обнародовал новый санкционный список российских резидентов, среди них Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и Сулейман Керимов. В пятницу котировки En+ и UC Rusal Дерипаски рухнули на $3,2 млрд. В понедельник, 9 апреля, распродажа продолжилась. За день все бизнесмены из списка потеряли больше $12 млрд своего совокупного состояния, рухнул рубль и российский фондовый рынок.

Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова отказался от комментариев, его коллеги из Минфина и Минвостокразвития не ответили на запросы «Ведомостей». Песков переадресовал вопрос в правительство.

Желающие вернуть деньги в Россию смогут сделать это быстро и без налогов, рассказывают чиновники: проект разрешает перенести иностранные структуры в Россию из других стран, в том числе офшоров, сохранив их правовую форму. Компании смогут перевести в кратчайшие сроки капитал целиком в Россию с сохранением привычной правовой и финансовой инфраструктуры без выплаты налогов с иностранных доходов, подтвердил представитель Минэкономразвития. Для этого резиденты зон смогут получить статус международной предпринимательской компании. Это калька с существующих во многих офшорах форм компании, подчиняющейся специальному правовому режиму, объясняет партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов.

Такой статус дает возможность зарегистрировать компанию за один день, а часть сведений не раскрывать (например, об участниках, менеджменте), рассказывает представитель Минэкономразвития. Также вводятся гибкие правила для акционерных соглашений и сделок по отчуждению активов, возможность деления долей участия на классы.

Налоги с резидентов зон будут взиматься только от доходов, полученных в России, говорит представитель министерства, а доходы, полученные за пределами России, налогами не облагаются.

Также обсуждаются изъятия из трудового права, корпоративных, валютных и налоговых правил, например отмена валютных ограничений, возможность рассчитываться в валюте, а также исключения из правил работы образовательных и медицинских компаний, организаций, оказывающих IT-услуги, рассказывают два чиновника. Конституции это не противоречит, считает Степанов: в гражданском законодательстве можно предусмотреть любые критерии для их введения. Также обсуждается возможность освобождения таких компаний от действия соглашений об избежании двойного налогообложения и правил контролируемых иностранных компаний (с 2017 г. с их нераспределенной прибыли люди должны заплатить налог 13%, а компании – 20%), знает один из собеседников «Ведомостей».

Получить особый статус смогут только резиденты специальных районов, уточняет представитель министерства, но, возможно, часть предложений будет перенесена на всю страну после эксперимента. Многие предложения появились именно по запросу бизнеса, говорит он.

Сейчас перевести компанию в Россию без сложной реструктуризации нельзя, знает партнер Dentons Василий Марков, проект позволяет это сделать, но не ясно, как сохранить международную правовую форму, например траст, которой в России не существует. Можно ввести отсылку к нормам иностранного права, но это слишком сложно, обычно выбирается похожая норма местного законодательства, рассказывает он. Не ясно и как освободить компании от налогов со всех иностранных доходов, отмечает партнер KPMG Анна Воронкова, при отказе от соглашений выплаты пассивных доходов в пользу таких компаний могут облагаться в стране-источнике, как если бы они платились в офшор, с активных доходов налоги можно будет не платить.

Проект напоминает офшор в американском штате Делавэр – он предлагает простую регистрацию бизнеса, удобный правовой режим, говорит Марков. Аналогии с офшорами есть, согласна Воронкова, раньше в разных островных государствах был режим, когда местные доходы облагались налогами, а иностранные – нет.

Набор мер показывает, что чиновники прекрасно понимают проблемы корпоративного и трудового права, но не ясно, почему решать их нужно лишь в двух крайних точках России, а не по всей стране, удивлен налоговый консультант крупной компании.

Специальный режим должен помочь России привлечь деньги из-за рубежа, признают консультанты. Но вряд ли он будет интересен кому-то, кроме компаний, которые из-за санкций просто не могут больше нигде работать, скептичен налоговый менеджер крупной иностранной компании, ключевая проблема – недоверие к судебной системе, которая не претерпит изменений в офшорах. Зато создание особых зон еще больше раздробит экономическое пространство, предупреждает Воронкова, международный опыт как раз показывает, что страны стараются уходить от сложных режимов и приводят свое законодательство к единому стандарту.

В подготовке статьи участвовала Анна Холявко