Возобновление сланцевого бума ставит Саудовскую Аравию перед выбором
Для реформ ей нужны более высокие цены на нефть, но это помогает конкурентам из СШАНаследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман во время визита в США на этой неделе будет продвигать новый образ своей страны – технологически развитой, религиозно терпимой и влиятельной в мире не только благодаря нефти. Всерьез задуматься об избавлении от сырьевой зависимости королевству пришлось как раз благодаря США – ведь именно из-за сланцевого бума рухнули цены на нефть.
Однако для проведения экономических и социальных реформ в будущем Саудовской Аравии нужны более высокие цены на нефть в настоящем. Риск в том, что их рост позволит производителям сланцевой нефти нарастить добычу, составить конкуренцию саудовцам на мировом рынке и в долгосрочной перспективе помешать всей программе модернизации страны. Поэтому Эр-Рияд, как и в 2014 г., снова оказался перед дилеммой, но на этот раз возможностей для маневра у него гораздо меньше. «У Саудовской Аравии сейчас амбициозная программа реформ. Очевидно, что предыдущие комментарии чиновников о том, что их не волнует снижение цен на нефть до $20 или $30 за баррель, больше не отражают ее точку зрения», – говорит Джейсон Бордофф, директор Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете.
Обвал цен на нефть в 2014 г. ударил по разработчикам сланцевых месторождений в США, но с тех пор они стали работать гораздо эффективнее; новую жизнь в сектор вдохнуло и восстановление цен на нефть, вызванное соглашением Саудовской Аравии, России и других стран об ограничении добычи. По прогнозам Управления энергетической информации США, нефтедобыча в США превысит 11 млн баррелей в день в 2019 г. Это может позволить американцам обогнать саудовцев.
Активное регулирование рынка нефти должно быть частью будущей политики королевства, рассказал FT саудовский министр экономики Мухаммад Аль-Тувайджри. Также Эр-Рияд планирует направлять дополнительные доходы от нефти в суверенный фонд королевства (PIF) размером $230 млрд. Кроме того, более дорогая в долгосрочной перспективе нефть нужна стране для удачного проведения IPO энергетической госкомпании Saudi Aramco.
К середине 2020-х гг. США будут экспортировать около 4 млн баррелей нефти в день (в 2017 г. – 1 млн баррелей), прогнозирует Wood Mackenzie. Это будет сопоставимо с экспортом Ирака и Канады. Участники отрасли спорят, будет ли спрос в мире соответствовать предложению и как изменятся глобальные маршруты поставок нефти.
Экспансия США угрожает положению Саудовской Аравии на ключевых для нее рынках. Как признает трейдер Saudi Aramco, уже уменьшились поставки саудовской нефти в Китай. Тот стал в 2017 г. вторым по величине импортером американской нефти, обогнав Великобританию и Нидерланды. Китайские нефтепереработчики считают, что тренд продолжится, так как Пекин стремится сократить дефицит США в торговле с Китаем, на который жалуется президент Дональд Трамп. «Китай старается диверсифицировать импорт [нефти] и больше заинтересован в росте поставок из США, – утверждает представитель отрасли. – Политические отношения сейчас на первом месте».
По оценкам Международного энергетического агентства, в ближайшие три года США смогут удовлетворить большую часть роста мирового спроса на нефть. Увеличение добычи в США также может привести к тому, что спрос на нефть стран ОПЕК в 2019-2020 гг. окажется меньше их нынешней добычи.
4 млн барр.
примерно столько нефти в сутки США будут экспортировать к середине 2020-х гг., прогнозирует Wood Mackenzie. Это будет сопоставимо с экспортом Ирака и Канады. Участники отрасли спорят, будет ли спрос в мире соответствовать предложению и как изменятся глобальные маршруты поставок нефти. По оценкам МЭА, в ближайшие три года США смогут удовлетворить большую часть роста мирового спроса на нефть
Отвечая на эти вызовы, Саудовская Аравия увеличивает нефтехимические и нефтеперерабатывающие мощности у себя и за границей. Также спрос на саудовскую нефть вырастет, если сократится экспорт из других стран ОПЕК. Поэтому Эр-Рияд выступает за пересмотр соглашения о ядерной программе Ирана, надеясь на новые санкции против его нефтяного сектора. Но в основном Эр-Рияд полагается на ускорение мировой экономики, рост спроса на нефть и естественное истощение нынешних месторождений, говорят два человека, общающиеся с саудовскими чиновниками. По словам одного из них, принц Мухаммад уверен в «значительном» росте цен на нефть благодаря одним только этим факторам.
Изначально казалось, что соглашение ОПЕК+ прекратит действовать в 2019 г., но теперь растут ожидания, что Эр-Рияд захочет продлить его. По мнению аналитика S&P Global Platts Гэри Росса, «Саудовская Аравия стала жертвой собственного успеха», и теперь ей нужно убедить мир, что она привержена политике поддержания цен на нефть в долгосрочной перспективе.
С такой стратегией не согласен ее конкурент Иран, уверенный, что саудовцы снова недооценивают производителей сланцевой нефти. В Тегеране считают, что рост цен до $70 и выше только создаст больше проблем. «Хоть [саудовский министр энергетики Халид аль-Фалих] и говорил, что сланцевая нефть выгодна миру, это новый крупный конкурент, - считает Мухаммад Али Эмади из Национальной иранской нефтяной компании (NIOC). - Если цены вырастут, сланцевой нефти будет все больше и больше».
Перевел Алексей Невельский