ВЭФ назвал главные угрозы для мировой экономики

Экономические и политические риски ушли на второй план
Бизнес боится экстремальных погодных условий, загрязнения воздуха, почвы и воды, а также кибератак и кражи онлайн-данных
Бизнес боится экстремальных погодных условий, загрязнения воздуха, почвы и воды, а также кибератак и кражи онлайн-данных / David Goldman / AP

Мировая экономика окончательно оправилась после глобального кризиса и экономические риски уступают место экологическим и технологическим, следует из опроса Всемирного экономического форума (ВЭФ). Экономика выбыла из топ-5 рисков еще в 2016 г. (в 2015 г. указывалось на проблемы безработицы). Отступили и геополитические угрозы.

Наиболее вероятными рисками опрошенные эксперты и бизнес считают экологические и технологические. Опасения обоснованны, отмечают авторы доклада: почти 24 млн человек покинули свои дома в 2017 г. из-за экологических катастроф, в сентябре 2017 г. было зафиксировано максимальное число ураганов. 2017 год стал и одним из самых жарких в истории наблюдений.

Риски кибербезопасности тоже выросли. В 2017 г. было зафиксировано в 5 раз больше кибератак на бизнес, чем в 2012 г., чтобы защититься, 254 компании в семи странах тратили в среднем по 11 млн фунтов в год – на 27,4% больше, чем в 2016 г.

Но оптимизм в отношении экономики может не оправдаться, предупреждают авторы доклада: «Экономические и финансовые риски могут оказаться в слепой зоне: бизнес-лидеры и политики хуже готовы к серьезным потрясениям».

Топ-10 наиболее вероятных рисков

1. Экстремальные погодные явления
2. Стихийные бедствия
3. Кибератаки
4. Мошенничество с данными или их кража
5. Неспособность справиться с неблагоприятными последствиями изменений климата
6. Масштабная вынужденная миграция
7. Рукотворные природные бедствия
8. Террористические атаки
9. Незаконная торговля
10. Пузыри на рынках активов ключевых экономик

По прогнозу Всемирного банка, глобальная экономика вырастет в этом году на 3,1% после 3% в 2017 г., приблизившись или достигнув своего потенциала после кризиса 2008 г. Фондовые рынки находятся на пике – в 2017 г. Dow Jones прибавил 25%, американский S&P 500 и японский Nikkei – 19%, немецкий DAX – 11%. Но за этой радужной картиной могут скрываться многочисленные поводы для беспокойства, говорится в докладе ВЭФа: это было наиболее слабое из известных восстановление экономики после рецессии. Рост производительности остается на удивление вялым, рост инвестиций – подавленным. По прогнозу Всемирного банка, в 2019 г. рост глобального ВВП замедлится до 3%, в 2020 г. – до 2,9%.

Есть и многочисленные финансовые риски, пишут эксперты ВЭФа: вновь близок к докризисному пику индекс глобальных цен на жилье МВФ, растет спрос на спекулятивные активы, долг нефинансового сектора вырос в странах G20 с $80 трлн в 2007 г. до $135 трлн в 2016 г. Около $9 трлн облигаций торговались в середине 2017 г. с отрицательной доходностью.

Проявляются признаки кризиса на рынке корпоративных долгов. В 2016 г. был побит рекорд 2009 г. по числу дефолтов – 162 дефолта зафиксировал S&P Global. А отношение капитализации к прибыли, скорректированное с учетом циклов (CAPE), было выше лишь дважды в истории – как раз перед началом кризисов 1929 и 2008 гг. Все это может указывать на риски начала нового кризиса, предупреждают авторы доклада.

В отдельных развитых экономиках начинают проявляться признаки перегрева, фиксируют аналитики Goldman Sachs. Так, США, Германия и Великобритания подошли к состоянию полной занятости, пишут они, что увеличивает риск рецессии на горизонте нескольких лет. Но риск мировой рецессии они оценивают ниже среднего.

Еще одна угроза – усиление протекционизма, подогреваемого геополитическими рисками. В США за первую половину 2017 года число торговых действий против партнеров G20 выросло сразу на 26%. Ухудшения международных торговых правил и соглашений в 2018 г. ждут 73% участников опроса ВЭФа. А с ростом торговой напряженности есть и риск ее перерастания в геополитическую (см. график).

Бизнес боится экстремальных погодных условий, загрязнения воздуха, почвы и воды, а также кибератак и кражи онлайн-данных

Политические лидеры не видят реакции рынков, которая заставила бы их волноваться, и не сильно озабочены снижением этих рисков, говорила в ноябре Тина Фордхэм, главный глобальный политический аналитик Citi. На фоне такого оптимизма ключевой риск – смогут ли страны найти деньги и способы справиться с новым кризисом, предупреждает президент по глобальным рискам компании Marsh Джон Дрзик. И даже если кризиса не случится, экономические риски могут быть разрушительными и уже проявились последствия хронических проблем, особенно социального неравенства, пишет ВЭФ. Связь между политической стабильностью и ростом экономики разорвалась, указывала Фордхэм. Brexit и выборы Дональда Трампа президентом США произошли на седьмом году экономического роста и при очень низкой безработице.

Все риски взаимосвязаны и это усиливает их влияние, пишут авторы доклада ВЭФа: например, изменение климата провоцирует миграцию и угрожает международной безопасности. А политические конфликты мешают странам сотрудничать, правительства расходуют ресурсы, которые могли бы тратить на борьбу с изменением климата и решение проблем миграции. Растут риски отказа от коммерческих проектов, остановки производств и ограничения движения капитала.