Отдать 50% прибыли на дивиденды попросят не у всех госкомпаний
Долю каждой из них определят отдельно, заявил Аркадий ДворковичДивидендные решения по госкомпаниям будут индивидуальными, нет общего правила, обязывающего их отдавать акционерам половину прибыли, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович (его цитата по «Интерфаксу»).
Законодательство требует от госкомпаний направлять на дивиденды 25% чистой прибыли. Однако в 2016 г. правительство по настоянию Минфина попыталось поднять планку – до 50% прибыли по МСФО или РСБУ (от большей из величин), говорилось в его распоряжении. Но даже разовая мера не сработала. Крупнейшие плательщики дивидендов в бюджет («Газпром», «Транснефть», «Роснефтегаз») добились индивидуального подхода и, ссылаясь, например, на крупные инвестпрограммы, заплатили меньше. В этом году ситуация повторилась – получить половину прибыли акционерам не удалось. Отдельными решениями правительства допускалось уменьшение дивидендов, в 2016 г. – по 12 компаниям, в 2017 г. – по девяти, говорила в интервью «Ведомостям» председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
«Газпром», например, направит на дивиденды только 20% чистой прибыли по МСФО, в прошлом году компания отдала 24%. «Транснефть» (исторически ее прибыль скапливается в «дочках») планирует отдать на дивиденды 100% прибыли, но по РСБУ, что в 6,3 раза ниже ожиданий Минфина. Компания объясняла, что выплата половины прибыли по МСФО превысит всю ее прибыль по РСБУ, а это запрещено законом об акционерных обществах. Минфин считает, что препятствий в законе нет, но добиться своего ему не удается. А «Роснефтегаз» (через госхолдинг государство владеет своим пакетом акций в «Роснефти» и частью своих пакетов в «Газпроме» и «Интер РАО) показал по итогам 2016 г. технический убыток из-за перечисления доходов от приватизации «Роснефти» и вообще не заплатил дивиденды.
Но Минфин, считающий, что пониженные дивиденды являются своего рода субсидией госкомпаниям, не отчаивается. Доходы бюджета на следующие три года (в среду его подписал президент) были рассчитаны снова исходя из норматива дивидендов в 50% прибыли по МСФО – 1,3 трлн руб.: 379,8 млрд, 425,6 млрд и 456,9 млрд соответственно. Дворкович с такой позицией не согласен. «У нас дивидендные решения все равно будут приниматься индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации в конкретной компании», – пояснил он. Ранее Счетная палата, сравнив расчеты Минфина и Росимущества, пришла к выводу, что бюджетные ожидания завышены на 700 млрд руб. Прогнозы расходятся по дивидендам 10 из 16 госкомпаний. Оценки поступлений от трех крупнейших плательщиков – «Транснефти», «Газпрома» и «Роснефтегаза» – завышены на 250 млрд, 190,3 млрд и 175 млрд руб. соответственно, говорилось в заключении Счетной палаты на проект бюджета.
Минфин многократно разъяснял свою позицию – и министр, и его заместители – она не изменилась, лаконичен представитель министерства. «Конечно, мы против индивидуального определения, более того, мы считаем, что размер дивидендов, по сути, является индикатором эффективности работы менеджмента госкомпаний», – говорит чиновник Минфина.
«Да, есть такой резерв, как деньги «Роснефтегаза» <...> И некоторые вещи мы финансируем оттуда тогда, когда правительство забывает о том, что есть приоритеты, на которые нужно обращать внимание»
Минэкономразвития предлагало оценить аргументы госкомпаний о необходимости финансировать большие инвестпрограммы – создать систему независимого технологического и ценового аудита. Чтобы внешние эксперты проверяли обоснованность затрат, может ли компания профинансировать инвестпрограмму из денежного потока. Однако такие предложения пока зависли в правительстве.
Никаких жестких требований и нет, считает Голикова. «Бюджет формируется на основе действующего законодательства, в котором есть норма: на дивиденды направляется не менее 25% чистой прибыли. Требование о 50% было антикризисной мерой бюджетной консолидации», – напоминала она в интервью. Поэтому она предлагает определить новый порядок, устанавливающий диапазон и критерии изменения дивидендов, – например, пока госкомпания реализовывает крупный инвестпроект, первые два-три года платит пониженные дивиденды.
Проблема в том, что Минфин не хочет ни менять закон об акционерных обществах, ни продвигать решение об аудите, констатирует федеральный чиновник. «Даже если не удается добиться половины прибыли сейчас, все равно выбивание дивидендов имеет важную воспитательно-разъяснительную функцию, – поясняет другой чиновник. – Менеджмент госкомпаний приходит на совещания в правительство, где ему объясняют, что по правилам корпоративного управления доходы от инвестпроектов должны окупать кредит, финансировать из прибыли их нельзя».