В проекте бюджета нашли «лишние дивиденды» на 700 млрд рублей
Счетная палата не верит, что Минфину удастся заставить госкомпании отдавать половину прибылиВ проекте бюджета на 2018–2020 гг. Счетная палата нашла лишние 700 млрд руб. дивидендов, которые Минфин ждет от госкомпаний. За следующие три года Минфин планирует собрать 1,3 трлн руб. дивидендов: 379,8 млрд, 425,6 млрд и 456,9 млрд соответственно. Но это почти вдвое выше прогнозов самих госкомпаний и Росимущества, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета. Например, ожидания этих поступлений от трех крупнейших плательщиков дивидендов в бюджет – «Транснефти», «Газпрома» и «Роснефтегаза» – завышены на 250 млрд, 190,3 млрд и 175 млрд руб. соответственно.
Прогнозы Минфина и Росимущества расходятся по дивидендам 10 из 16 госкомпаний, на которые приходится больше 90% этих доходов бюджета, пишут аудиторы. Минфин исходит из того, что госкомпании отдадут на дивиденды половину чистой прибыли. Но компании такие изменения в свои инвестиционные программы не внесли, предупреждает Счетная палата, а Минфин забывает, что правительство постоянно разрешает отдельным компаниям платить меньше. Например, в 2017 г. оно разрешило «Газпрому» направить на дивиденды только 20% чистой прибыли по МСФО, это даже меньше, чем в прошлом году, – 24%. Не получил в 2017 г. Минфин дивиденды и от «Роснефтегаза» (через госхолдинг государство владеет своим пакетом акций в «Роснефти» и частью своих пакетов в «Газпроме» и «Интер РАО), который показал по итогам 2016 г. технический убыток. На эти деньги Минфин рассчитывает в 2018 г. В итоге вместо ожидавшихся в 2017 г. 484 млрд руб. бюджет получит вдвое меньше – 234 млрд, пишет Счетная палата.
Завышение прогноза связано в том числе с долей прибыли, которую компании собираются направлять на дивиденды. Так, «Транснефть» планирует отдать акционерам 100% прибыли по РСБУ, указывают аудиторы: в 2018 г. – 9,3 млрд руб. (с учетом выплаченных 21,5 млрд руб. промежуточных дивидендов за первое полугодие 2017 г.), 34,4 млрд в 2019 г. и 36 млрд в 2020 г. Но Минфин исходит из того, что компания будет платить дивиденды из прибыли, рассчитанной по МСФО, в 6,3 раза превышающей прибыль по РСБУ. Исторически прибыль компании скапливается в «дочках» и прибыль по РСБУ в разы меньше прибыли по МСФО, выплаты 50% прибыли по МСФО превышают 100% прибыли по РСБУ, а это запрещено законом об акционерных обществах, считает «Транснефть». Доказать обратное или уточнить закон Минфину пока не удается. Ждать, что на этот раз «Транснефть» выплатит дивиденды из прибыли по МСФО, нереалистично, предупреждает Счетная палата.
Расчеты Минфином дивидендов «Роснефтегаза» и вовсе нельзя считать достоверными, пишет Счетная палата. В прогнозе на 2018–2020 гг., который компания направила в Росимущество, учитываются только поступления по акциям «Газпрома» и «Интер РАО», прогнозов же по дивидендам от «Роснефти» нет, а получить информацию Росимущество не пыталось. Его представитель не ответил на запрос «Ведомостей».
Остальные расхождения связаны с завышенными прогнозами Минфина по прибыли госкомпаний. Например, прогноз прибыли «Газпрома» на 2018–2020 гг. завышен на 392,1 млрд руб. и не учитывает, что в IV квартале компания уточнит прогноз на три года, пишет Счетная палата, «Русгидро» – на 55,3 млрд, «Алросы» – на 43,8 млрд. Для остальных компаний Минфин рассчитал дивиденды, даже не имея прогнозов. Например, «Аэрофлот» разрабатывает однолетний бюджет из-за волатильности экономики, а положения о дивидендной политике «Ростелекома» не распространяются после 2018 г., пишет Счетная палата.
Дивиденды от независимого аудита
Способ решить проблему с дивидендами предлагало Минэкономразвития – проводить независимую оценку инвестпрограмм и по ней определять дивиденды. Госдума уже рассматривает правительственный законопроект о технологическом и ценовом аудите инвестпроектов монополий. Изначально он был не против заниженных дивидендов, а против завышенных тарифов. По нему инвестпрограммы правительство должно утверждать с учетом мнения независимых экспертов. Монополии обязаны предоставить всю необходимую информацию, ссылки на коммерческую тайну не принимаются, а если есть гостайна, то аудит проведут эксперты с доступом к ней.
Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей». Риск снижения дивидендов есть, признавала ранее первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко (ее цитировал ТАСС). Если будут исключения из выплаты дивидендов в 50% прибыли, то в 2018 г. эти поступления могут снизиться вдвое, предупреждала она. Официально отчет Счетной палаты в Минэкономразвития пока не поступал, ответил его представитель.
Один из основных принципов дивидендной политики «Газпрома» – сохранение баланса интересов между уровнем дивидендов и планами долгосрочного развития компании, сообщил представитель компании, окончательное решение о размере дивидендов «Газпрома» принимает общее собрание акционеров по рекомендации совета директоров. Представители остальных компаний не ответили на запросы.
«50% – нереалистичная цифра, но для Минфина это сильная переговорная позиция», – рассуждает федеральный чиновник. Вполне вероятно, что завышенные ожидания снова обернутся выпадающими доходами бюджета – как и в этом году, продолжает он, возможно, как и в 2017 г., дыру удастся закрыть дополнительными ненефтегазовыми поступлениями. Минфин придерживается прежней политики – все госкомпании должны платить дивиденды в 50% от прибыли по МСФО – и, исходя из этого, рассчитывает поступления в бюджет, говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров. А когда начнутся политические игры, у Минфина будет аргумент – бюджет недополучит крупную сумму, считает он. Минфин всегда достаточно консервативен в своих ожиданиях, не согласна Александра Суслина из Экономической экспертной группы, это компании могут занижать прогнозную прибыль.