Чиновники придумали, как взвесить инвесторов
Идея может затормозить высокотехнологичные проекты, беспокоятся экспертыВ России может появиться новая система оценки претендентов на концессии, в которых строительство финансируется не только инвестором, но и государством, рассказали «Ведомостям» два консультанта инфраструктурных проектов, будет определен вес каждого критерия. Идея содержится в проекте дорожной карты инфраструктурной ипотеки, подготовленной Минэкономразвития. Такие предложения действительно были в первой версии дорожной карты, которая была отправлена в правительство, подтвердил министр экономического развития Максим Орешкин: «На следующей неделе мы отправляем новую версию – мы будем учитывать замечания и предложения». Ограничить «максимальные значения субъективных критериев» при оценке инвесторов предлагала ФАС, сказал замруководителя службы Рачик Петросян, указав, что проект поправок в закон о концессиях в ФАС еще не поступал.
Сейчас для определения победителя конкурса оценивается, как быстро претенденты на контракт могут завершить строительство, сколько они хотят получить от государства, если плата предусмотрена конкурсом, технико-экономические показатели, предложения по тарифам и т. д. ФАС предлагает формулировки уточнить, все критерии сгруппировать и определить вес каждой группы, сказал один из консультантов.
Главными могут стать финансово-экономические показатели: к ним относится размер взноса государства на этапе строительства (капитальный грант) и использования объекта (плата концедента), а также предельные тарифы за его использование, знают два консультанта и подтверждает чиновник. Вес финансового критерия может достигать 80%. Он и сейчас самый значимый, особенно когда в концессию не входит проектирование, рассказывает партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. К примеру, исключительно по финансовым критериям оценивались заявки в конкурсе по трассе М11 Москва – Санкт-Петербург.
Вес каждой из двух других групп критериев – юридических и технических – может достигать 50%, рассказывают консультанты. Такой подход аналогичен регулированию неконцессионных ГЧП и в целом разумный, но многое будет зависеть от утвержденных в окончательной версии коэффициентов, считает глава практики ГЧП в России Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин. Технические критерии наравне с финансовыми появлялись, к примеру, в конкурсе на систему сбора платы с грузовиков («Платон»), который впоследствии был отменен, напоминает юрист Vegas Lex Денис Штирбу. Государству все чаще не хватает денег на проектирование, которое становится обязанностью концессионера и частью конкурса, поэтому значимость оценки технических параметров будет расти, говорит Штирбу. Юридический критерий поможет оценить желание инвестора войти в проект на предлагаемых условиях, считает Ревзина, а совокупность трех критериев должна дать объективную оценку. Пока достижение уже то, что концепция устанавливает максимальный, а не минимальный вес каждого критерия, считает Теселкин.
Но из общего правила может быть сделано исключение для тех концессий, расходы по которым полностью покрываются из бюджета. В этом случае вес ценового показателя не может быть меньше 60%, а может доходить и до 100%, говорят два консультанта. Это означает, что по таким проектам заявки претендентов будут оцениваться исключительно из предложенной ими цены строительства.
Проблема в этом году возникла из-за концессии в Башкирии. ФАС посчитала, что концессии с полной компенсацией затрат концессионера из бюджета незаконны, предписав аннулировать конкурс на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск, суд первой инстанции с ФАС согласился. Это ставило под угрозу многочисленные концессионные проекты, которые работают по такой схеме (см. таблицу). Однако апелляционный суд решение отменил. «Если 100%-ное государственное финансирование, то какие принципы регулирования применять – закупок или концессий? Нужно провести четкую черту», – говорил ранее Петросян.
Было бы неплохо снизить минимальный вес ценового критерия хотя бы до 40%, предлагает один из консультантов. «Стремясь отделить концессии от госзакупки, ФАС, сама того не замечая, приблизила концессии к госзакупкам, где цена – решающий фактор, – возмущается топ-менеджер одной из инфраструктурных компаний. – Но мировой опыт показывает, что концессии – это самые большие, прорывные, технологоемкие проекты, ориентироваться исключительно на цену неуместно». ГЧП-проекты очень разные и искать универсальное решение для концессий на все случаи жизни нужно с осторожностью, прокомментировал представитель группы ВИС. Не все проекты с полным возмещением затрат концессионера из бюджета типовые, есть и технически сложные, например в социальной сфере, говорит партнер Lecap Юрий Туктанов: если оценка заявок не учитывает технологические аспекты, то с проектом могут возникнуть проблемы.