Концессии избежали угрозы превратиться в госзакупки

ФАС проиграла судебный процесс, но менять свои взгляды на концессии не намерена
Решение угрожало 40 проектам, включая «Платон», платную автодорогу Москва – Петербург и ЦКАД, рассказывали консультанты
Решение угрожало 40 проектам, включая «Платон», платную автодорогу Москва – Петербург и ЦКАД, рассказывали консультанты / А. Гордеев / Ведомости

Речь о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит», – описывал в начале июня президент Владимир Путин новую модель частных инвестиций в инфраструктуру. Очень, впрочем, похожую на обычные концессии, против которых выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), удивлялись тогда участники рынка.

Изобретать велосипед чиновникам пришлось после того, как ФАС предписала аннулировать конкурс на строительство дороги в Башкирии, который выиграл «Башкирдорстрой». ФАС утверждала, что концессия, в которой все расходы инвестора компенсирует государство, – это госзакупка. «Мы будем преследовать такие концессии, мы будем разрушать их через суды и будем стремиться к тому, чтобы эти имитаторы были наказаны», – грозил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Служба выиграла процесс в Арбитражном суде Москвы, после чего банки заморозили финансирование всем концессиям с платой концедента.

В понедельник рынок выдохнул: апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. Для инвесторов внесена ясность, в зоне риска было несколько концессионных соглашений, говорит замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Решение угрожало 40 проектам, включая «Платон», платную автодорогу Москва – Петербург и ЦКАД, рассказывали консультанты. ФАС примет решение об обжаловании в кассации после того, как суд представит полное решение, сообщил замруководителя службы Рачик Петросян.

Спорная дорога

Проект дороги Стерлитамак – Кага – Магнитогорск (171 км) предусматривает федеральное финансирование в 20 млрд руб., 4,5 млрд – от региона и 5,8 млрд – от инвестора. Плата государства концессионеру по конкурсу – 12,9 млрд руб.

Представитель «Башкирдорстроя» не ответил на вопросы «Ведомостей». Алексей Костоваров, советник «Линии права», представлявшей интересы комитета Башкирии по транспорту, надеется, что кассационный суд поддержит апелляцию. Суд внес определенность в вопрос, может ли государство полностью компенсировать расходы инвестора, поддерживает исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Особенно важно решение для регионов, где такие концессии зачастую единственная возможность обеспечить создание инфраструктуры, говорит старший юрист Hogan Lovells Константин Макаревич.

Но позиция ФАС по закону о концессиях остается прежней, предупреждает Петросян, в некоторых случаях концессионное соглашение со 100%-ной компенсацией из бюджета может быть оправданным – например, когда социально значимый объект нужен сейчас, а бюджетных средств пока нет. Нужно поправить закон так, чтобы государство могло компенсировать все расходы концессионера, но только после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, считает он.

«Сейчас, когда решение суда состоялось, рынок даже немного признателен ФАС», – говорит председатель совета директоров InfraONE Альберт Еганян: появится новый инструмент – инфраструктурная ипотека. Решение суда не отменяет проект по инфраструктурной ипотеке, только помогает ему, подтверждает федеральный чиновник. «Это все равно что сказать, что производство шин помешает производству машин», – иронизирует он.