Налоговую реформу опять пронесли мимо нефтяников

Компании не доказали ее необходимость, объясняют чиновники
Кремлю не нравится, что пилоты отбираются вручную, нет автоматических критериев, объяснял чиновник Минфина
Кремлю не нравится, что пилоты отбираются вручную, нет автоматических критериев, объяснял чиновник Минфина / Максим Стулов / Ведомости

Эксперимент по переводу существующей налоговой системы на новую – с НДПИ на налог на добавленный доход (НДД) – снова переносится. Пилотные проекты заработают не ранее 2019 г., признал замминистра энергетики Алексей Текслер, в этом году не удастся принять поправки: «Уже точно нет, уже невозможно» (его слова по «Интерфаксу»).

Нефтяная отрасль ждет реформу с начала 2000-х. Сейчас действует негибкая система НДПИ со множеством льгот. И государство, и нефтяники хотят заменить ее на НДД – он будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку. Договориться о параметрах долго не удавалось, а от них зависело, кто выиграет – бюджет или нефтяники. В итоге было решено запустить НДД пока только на пилотных месторождениях: на всех новых в Восточной Сибири и на нескольких старых – в Западной. В первые годы есть риски потерь бюджета, хотя Минфин и ограничил их 20–30 млрд руб. в год.

Теперь реформа откладывается по вине самих нефтяников, говорит чиновник финансово-экономического блока правительства. Не было проработано финансово-экономическое обоснование к законопроекту, объясняет он: «У половины пилотов не оказалось финансовых моделей, которые бы обосновывали необходимость применения НДД». Представители компаний, чьи проекты были отобраны для эксперимента («Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл»), не ответили на вопрос «Ведомостей», действительно ли они не обосновали необходимость НДД. Это очень странно, потому что бизнес и инициировал реформу, а пилоты готовил два года (сначала для обсуждавшегося аналога НДД – налога на финансовый результат), вспоминает сотрудник одной из этих компаний. Обоснований хватило для Минэнерго, но не для Минфина, говорит федеральный чиновник: не было уверенности, что без НДД конкретные месторождения не будут разрабатываться. Минфин законопроект в правительство внес, дальнейшими согласованиями занималось Минэнерго, указывает представитель Минфина.

Расчеты компаний были достаточно подробными для того, чтобы запустить эксперимент, говорит чиновник Минэнерго. Но замечания к отбору проектов были и у Государственно-правового управления президента. Кремлю не нравится, что пилоты отбираются вручную, нет автоматических критериев, объяснял чиновник Минфина. Однако, как говорил в начале октября вице-премьер Аркадий Дворкович, «замечания носят технический характер, работаем над устранением».

Что такое НДД

Ставка НДД – 50%, в усеченном виде сохраняется пошлина, а также небольшой НДПИ. Предельные расходы максимально ограничены: первоначальная планка была 9510 руб./т, но Минфин решил ее снизить до 7140 руб./т.

Потери бюджета – несколько процентов от тех 700 млрд – 1 трлн руб., которые бюджет получит дополнительно от компаний вследствие сокращения добычи по сделке ОПЕК+ и вызванного этим роста цен, подсчитывает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Было бы правильно вернуть отрасли часть этих доходов для стимулирования инвестиций, считает Борисов, тем более что через 3–4 года НДД может начать приносить дополнительные поступления в бюджет.

Введение НДД – аргумент, который Минфин использует, отказывая в льготах. Например, нефтяники просили о льготах для обводненных месторождений, но получила их только «Роснефть» для Самотлора. Однако НДД снова откладывают в долгий ящик – ни льгот, ни НДД, сетует сотрудник нефтяной компании, претендующей на льготу, а отрасль не может ждать, пока чиновники договорятся.

Законопроект очень сложный, параметры согласовывались до последнего момента – не удивительно, что эксперимент отложен, считает старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: принципиально все согласны, вопросы по параметрам. Вероятнее всего, перенос связан с жесткими временными рамками бюджетного планирования, а значит, пока можно говорить не об отказе от идеи в целом, а об отсрочке, оптимистичен Борисов. В таком случае запуск пилотов с 2019 г. (особенно в условиях возможной пролонгации соглашения ОПЕК+) не принципиально повлияет на долгосрочное развитие отрасли, успокаивает он: «А необходимость введения НДД по-прежнему не вызывает сомнений – прямой учет издержек в формировании налогооблагаемой базы более справедлив». Но из-за отсрочки компании будут вынуждены вновь пересчитывать и согласовывать проектные документы по месторождениям в Западной Сибири, которые должны были перейти на НДД с 2018 г., переживает Ежов.