Экономика России не оправдывает ожиданий правительства
Ускорить ее до обещанных 2% в этом году не получитсяМинэкономразвития переоценило возможности российской экономики: неожиданно разогнавшиеся темпы роста ВВП во II квартале (до 2,5%) уже в III замедлились до 1,8% в годовом выражении. Такую предварительную оценку в понедельник опубликовал Росстат.
В октябре министр экономического развития Максим Орешкин ждал значительно более высоких темпов роста – на 2,2%. А премьер Дмитрий Медведев заявлял, что будет превышен 2%-ный рост ВВП и по итогам всего года (их слова передавал «Интерфакс»). Точнее в своих оценках были аналитики ЦБ, которые ждали роста в пределах 1,8–2,2%, консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных Reuters, сводился к 1,9%.
Теперь, чтобы экономика по итогам года все же выросла на 2%, в IV квартале она должна ускориться до 3%, оценивает экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Но сделать это не удастся, считают опрошенные аналитики. Вероятнее всего, ВВП вырастет лишь на 2,2–2,5%, а по итогам всего года – на 1,8%, ждет Исаков. Если в IV квартале ускорения не будет, ВВП по итогам года вырастет лишь на 1,6–1,7%, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Радует, что Росстат дал адекватную оценку роста, несмотря на ожидания Минэкономразвития (в апреле Росстат был передан в подчинение министерству), говорит она. Такое расхождение в прогнозах связано с тем, что Минэкономразвития свой вывод делало по месячным данным, а Росстат – за квартал, объясняет представитель министерства, новая информация будет изучена.
Рост экономики во II квартале был вызван краткосрочными факторами, которые перестали действовать к середине года, рассказывает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, в том числе аномально холодной погодой, поддержавшей в мае – июне производство, и укреплением рубля, сказавшимся на потреблении и импорте. В III квартале единственным фактором роста стал рекордный урожай зерна, продолжает он. По оценке ЦБ, его вклад в ускорение ВВП в этом году составит 0,1–0,2 п. п.
Сложнее расти экономике стало и из-за эффекта базы: на фоне роста в конце 2016 г. нужно еще более серьезное наращивание производства, предупреждает Тихомиров, но спроса нет ни со стороны потребителей, ни со стороны компаний, не сильно растет и кредитование. А в начале 2018 г. Росстат может даже пересмотреть оценку за III квартал, предупреждает Исаков, если она меняется, то обычно в пределах 0,3 п. п. – итоговая оценка может быть 1,5–2,1%. Росстат снизит оценку, уверена Орлова.
Разогреть до конца года экономику может увеличение экспорта в случае роста цен на нефть, а также инвестиций, перечисляет Тихомиров. Инвестиции могут стимулировать проекты тех же нефтяных экспортеров – «Газпрома» и «Транснефти», и правительства – строительство объектов к чемпионату мира по футболу, Керченского моста, дорожное строительство вокруг Москвы. По оценкам ЦБ, инвестиции в основной капитал в III квартале выросли на 5% и продолжат расти до конца года – скажется восстановление спроса и смягчение условий кредитования. А предстоящая индексация зарплат и пенсий может немного оживить потребительский спрос, ждет Тихомиров, доходы россиян наконец выйдут в положительную область.
Расти быстрее 2% экономика не сможет и в следующем году, следует из консенсус-прогноза экспертов, опрошенных Центром развития НИУ ВШЭ. Ровно половина из них даже считает, что рост ВВП замедлится, а около трети – что продолжит замедляться и в 2019 г. К 2019 г. экономика России должна расти темпами не ниже мировых (прогноз глобального ВВП от Всемирного банка – рост на 2,9% в 2018–2019 гг.), требовал президент Владимир Путин в прошлогоднем послании Федеральному собранию. Пока до этого далеко, и даже Минэкономразвития не рассчитывает на такой рост в будущем: его базовый прогноз предполагает рост на 2,1% в 2017–2018 гг. и на 2,2% в 2019 г. Экономисты же ускорения темпов роста ВВП не ждут, пишут эксперты Центра развития: даже через семь лет консенсус-прогноз годовых темпов едва-едва достигает 2%, хотя всего три месяца назад не было и таких оценок. Данные экономической активности в регионах говорят скорее о стагнации, чем о переходе к быстрому восстановительному росту.
Исправленная версия: в третьем абзаце изменена атрибуция прогнозов аналитиков