Потребители не видят замедления инфляции, которое фиксирует Росстат

Инфляционные ожидания может разгонять даже объявление цен на 10-й iPhone
Цены на овощи и фрукты начнут разгонять инфляцию
Цены на овощи и фрукты начнут разгонять инфляцию / Андрей Гордеев / Ведомости

Россияне не замечают рекордного в новейшей истории страны торможения инфляции. В октябре рост потребительских цен в годовом выражении замедлился до очередного минимума – 2,7% после 3% в сентябре. Базовая инфляция, которая не учитывает тарифы и подверженные сезонным колебаниям цены на овощи и фрукты, замедлилась до 2,5% с 2,8%. За прошлый месяц цены выросли на 0,2%, базовая инфляция составила 0,1%.

Между тем инфляционные ожидания россиян на ближайшие 12 месяцев растут второй месяц подряд, в октябре – до 9,9% с 9,6%, свидетельствуют данные проведенного по заказу ЦБ опроса «ИнФОМа». В августе они опускались до исторического минимума в 9,5% (тогда инфляция в годовом выражении замедлилась до 3,3%). Население пока не готово поверить в столь низкую инфляцию, указывал ЦБ, расхождение между ожиданиями и фактом слишком большое, риски ускорения роста цен высоки.

Росстат при расчете инфляции опирается на «усредненную» структуру потребления, которая отличается от фактического потребления российских семей, говорится в мониторинге Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Росстат часто фиксирует изменение цен на самые дешевые товары из группы: если семья покупает другое молоко, хлеб или мясо, она «видит» и другое изменение цен.

Росстат и должен измерять средний показатель по стране, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Он не учитывает потребление «самых бедных» и «самых богатых» россиян, констатирует ведущий экономист ЦМАКПа Игорь Поляков: его задача – измерить цены на самые массовые товары. А вот на инфляционных ожиданиях потребителей цены на дорогостоящие товары отражаются. Даже объявление цен на 10-й iPhone может спровоцировать скачок инфляционных ожиданий, замечает Поляков, как и цены на элитные продукты – деликатесные рыбы, дорогие напитки, – которые люди видят в магазинах, но которые Росстатом «не считаются». Кроме того, россияне по-прежнему ждут роста курса доллара, что тоже сказывается на их прогнозах по инфляции. Вряд ли ожидания россиян удастся существенно приблизить к официальной инфляции, заключает Поляков.

Осенью инфляционные ожидания потребителей, как правило, растут: сезон низких цен на урожай заканчивается, ценники в магазинах начинают расти, замечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. То, что официальная инфляция и ожидания россиян двинулись в разных направлениях, может объясняться оживлением потребления, считает Орлова. Росстат ориентируется на потребительскую корзину, рассчитанную в начале года, и принятые тогда «веса» тех или иных товаров. Сейчас россияне возвращаются к потреблению непродовольственных товаров, от покупки которых воздерживались последние два года, у них может возникнуть ощущение, что цены на товары, которые их интересуют, растут быстрее. Ведь в сентябре снижались цены на продовольствие, а на непродовольственные товары ускорялись, напоминает Орлова. В октябре между тем продовольствие подорожало на 0,4%, непродовольственные товары – на 0,3%, услуги подешевели на 0,2%.

В октябре упали цены, в частности, на пассажирские перевозки и зарубежные туристические поездки. Железнодорожные перевозчики снизили цены, конкурируя с авиацией, поясняет Тихомиров, и сезон отпусков закончился. Но это временно – рост цен ускорится, уверен он. Сезон плодоовощной дефляции закончился: цены на овощи и фрукты после затянувшегося падения выросли сразу на 2,7%. И будут дальше расти, говорит Тихомиров: урожай в этом году хуже, чем годом ранее, значит, придется больше импортировать, при том что рубль слабеет вопреки росту цен на нефть; из-за дорожающей нефти вырастут в будущем и цены на бензин. Ритейлеры, занижавшие цены на свою продукцию, чтобы удержать беднеющих покупателей, не могут долго торговать себе в убыток и вскоре их повысят, добавляет он. Например, производители более дорогих молочных продуктов удерживали цены, снижая маржу, но их возможности исчерпаны, говорил гендиректор «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин.