Инфляция может не вернуться к 4% и в 2018 году, считают аналитики
Инфляционные риски остаются высокими и рост цен может разогнаться и выше 4%, спорит ЦБИнфляция приближается к очередному историческому минимуму. На прошлой неделе она вновь замедлилась до нуля, сообщил Росстат. В годовом выражении (с учетом округления) она осталась на уровне 2,7%, но двинулась уже в сторону 2,6%. Некоторых аналитиков такие данные побудили пересмотреть свои прогнозы инфляции на следующий год. До конца 2018 г. инфляция не сможет вернуться даже к 3,6%, считает Дмитрий Полевой из ING. В квартальном выражении она будет держаться ниже 4% вплоть до IV квартала 2018 г., ждут опрошенные Reuters аналитики. Их консенсус-прогноз на 2018 г. снизился с 4 до 3,8%.
Центробанк объясняет такое снижение временными факторами: высоким предложением овощей и фруктов, а также влиянием крепкого рубля. Если бы рубль в начале года не укрепился, цены выросли бы на 4%, писали аналитики Центробанка в бюллетене «О чем говорят тренды» (их мнение может не совпадать с официальной позицией ЦБ). Министр экономического развития Максим Орешкин, напротив, в середине октября говорил, что отклонение годовой инфляции от таргета уже «серьезное» и вызвано именно монетарными факторами. Причины – структурные ограничения спроса, но и жесткость политики ЦБ тоже, отмечает Полевой. Несмотря на признаки восстановления, потребление все еще в подавленном состоянии, продолжает он, ЦБ переоценивает риски превышения инфляцией рубежа в 4% и мог бы активнее снижать ставку (на последнем заседании – на 25 б. п. до 8,25%). Реальные доходы россиян снижаются и ритейлеры в борьбе за покупателей вынуждены опускать цены, рассуждает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, но инфляционные риски все еще остаются высокими: плодоовощная инфляция уже растет. Риски не только не исчезли, а даже усилились, согласна главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: цены на непродовольственные товары росли максимальными с января 2017 г. темпами, розничные депозиты не показывают сильного роста последние месяцы, в то время как розничное кредитование в сентябре ускорилось до 8,7% в годовом выражении. Еще один риск ускорения цен – индексация зарплат госслужащих в октябре, предупреждает она, неустойчиво и снижение инфляционных ожиданий.
Несмотря на то что инфляция уже несколько месяцев снижается до исторических минимумов, люди не готовы поверить в это: в октябре инфляционные ожидания вновь выросли с 9,6 до 9,9%. Разрыв между инфляционными ожиданиями населения и фактической инфляцией достиг уже 7,2 п. п. против 6,6 п. п. в сентябре. Это стало и главным аргументом в пользу снижения ставки на последнем заседании только на 0,25 п. п. до 8,25%, считает Роман Насонов из Промсвязьбанка. Даже если инфляция сохранится вблизи 3%, вряд ли ЦБ будет снижать ставку больше чем на 0,25 п. п., прогнозирует он. Оценивать инфляционные ожидания по месяцам после такого сильного кризиса неправильно, считает Полевой, население еще не опомнилось после кризиса, из-за чего преувеличивает риски инфляции.