Кредитование пустышек подешевеет

ЦБ собирается постепенно смягчать действующие сейчас жесткие требования по кредитам проектным компаниям
ЦБ готов помочь фабрике ВЭБа заработать
ЦБ готов помочь фабрике ВЭБа заработать / Наталья Рыхлик / Ведомости

Центробанк готов снизить издержки банков при кредитовании компаний, созданных под конкретные проекты (SPV). Новый порядок регулятор предлагает в проекте поправок в положение о правилах резервирования (опубликован на сайте ЦБ). Давление на прибыль и капитал при кредитовании SPV снизится – действующие требования регулятора делают эти операции слишком невыгодными, оценивают опрошенные банкиры.

Первая мера – изменение правил резервирования – коснется пока только проектов фабрики проектного финансирования, которая создается на базе ВЭБа, но потом ее применение будет расширено, обещает чиновник финансово-экономического блока. Новые правила позволят уменьшить резервы под качественные проекты в 10 раз, следует из пояснительных материалов ЦБ, с которыми ознакомились «Ведомости» (подлинность подтвердили два чиновника и человек, знающий о них от сотрудников ЦБ).

Сейчас банки создают резервы в зависимости от риска на 0, 0,1–20, 21–50, 51–70, 71–100% кредита. ЦБ требует учитывать три критерия – качество обслуживания ссуды, финансовое состояние и обеспечение. Поэтому кредит SPV, у которых нет истории, в лучшем случае попадает в III категорию – и тогда приходится резервировать как минимум 21% кредита, признает регулятор в поясняющих материалах. Приходится создавать резервы даже не на 21%, а на все 100%, поскольку проектные SPV идеально соответствуют определению «компаний, не ведущих реальной деятельности», замечает замначальника департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Александр Ушков. Резервы же уменьшают прибыль и, соответственно, капитал банка, это влечет за собой ухудшение и других нормативов (например, максимального кредита на одного заемщика), констатирует ЦБ.

Теперь ЦБ согласен раскрутить гайки для проектов фабрики – банки смогут сами оценивать качество проекта по четырем категориям: сильное, достаточное, удовлетворительное, слабое. Разработать матрицу оценки рисков для кредитов SPV обещали чиновники Минэкономразвития. Но в итоге на них будет просто распространено действующее положение ЦБ «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов». Эти правила будут действовать для кредитования SPV, указывает представитель ЦБ. Они требуют от банка оценивать проект по пяти основным критериям: финансовое положение, политическая и правовая среда, характеристики операций, качество спонсора (инициатор проекта, который вкладывает деньги) и обеспечение. Учитываются самые разные факторы: от общих и отраслевых (наличие конкурентов, способность пройти стресс-тест на ухудшение макроэкономических показателей, риск изменения госполитики) до микроуровня (опыт работы и финансовое положение подрядчиков, природа заключенных контрактов, наличие покупателей, риски падения спроса, опыт спонсора в данной отрасли и его поддержка проекту).

Основной принцип – смотреть не на прошлые показатели (денежные потоки, показатели прибыли, долговая нагрузка), а на будущие денежные потоки и потенциальные риски, поясняет чиновник финансово-экономического блока. Но качество залогов все равно будет учитываться, предупреждает он. Требования регулятора сейчас не учитывают особенностей проектов на балансе SPV, согласен Ушков: отсутствие сопоставимых исторических балансовых данных, достаточных средств для обслуживания долга на инвестиционной фазе, которая может затянуться до 3–4 лет.

Кроме возможности снижать резервы ЦБ согласен еще на одно послабление – изменить оценку веса кредитов на проектное финансирование при расчете норматива достаточности капитала, следует из поясняющих материалов регулятора: для всех проектов, а не только фабрики ВЭБа. Сейчас банки обязаны применять повышающие коэффициенты при учете веса долгосрочных кредитов (от 1,1 до 1,5). Чтобы устранить ограничения и повысить доступность кредитов, ЦБ согласен отменить эти коэффициенты для качественных сделок. По его оценкам, давление на капитал банков при кредитовании SPV будет снижено в 1,5 раза.

Почему SPV в зоне риска

SPV созданы специально под проект, который в течение инвестиционной фазы не ведет обычной производственной деятельности, поэтому их финансовое положение признается, как правило, плохим, объясняется в материалах ЦБ. Кроме того, на начальном этапе у SPV отсутствуют средства для обслуживания кредитов.

Сбербанк активно консультирует ЦБ по новому порядку определения качества кредитов на проектное финансирование, говорит представитель Сбербанка, мы поддерживаем такие изменения. Его коллега в ВТБ отказался от комментариев.

Начиная с 90-х SPV использовались банками как прослойки для вывода денег, поэтому регулятор и устанавливал такие заградительные барьеры, поясняет чиновник. Но сейчас существует достаточно механизмов контроля для борьбы с налоговыми нарушениями и отмыванием, а государство начинает понимать преимущества проектного финансирования, говорит он. Рисков вывода денег нет, уверен высокопоставленный чиновник экономического блока правительства.

Даже по новому порядку критерии не позволяют отнести кредиты SPV к наиболее надежным – есть ограничения по залогам, по ликвидности на счетах и проч., замечает аналитик Fitch Александр Данилов. Регулятор идет на послабления по резервам, продолжает Данилов, но риски для него минимальны, поскольку смягчение требований коснется пока только проектов фабрики ВЭБа, за которыми государство будет внимательно следить.

Сбербанк готов финансировать проекты фабрики, говорит представитель Сбербанка, хотя и настаивает, чтобы это были только проекты, не способные привлечь финансирование без господдержки. Такие послабления помогут привлечь больше банков к проектам фабрики и ВЭБу, возможности которого привлекать средства на рынке ниже, чем у банков, не придется финансировать все самому, полагает Данилов. Но если в дальнейшем подобные послабления распространят на все кредиты SPV, то потребуется и адекватный надзор, предупреждает он, чтобы избежать манипуляций для занижения резервов.