Венесуэла решила реструктурировать внешний долг

Сделать это будет очень трудно из-за санкций США и неготовности Каракаса к реформам
Президент Венесуэлы Николас Мадуро (за телекамерой)
Президент Венесуэлы Николас Мадуро (за телекамерой) / Wil Riera / Bloomberg

Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил в телеэфире, что берет курс на рефинансирование и реструктуризацию внешнего долга государства. По его словам, 3 ноября будет выплачен основной долг в размере $1,1 млрд по облигациями государственной нефтяной компании PDVSA; этот платеж должен был состояться 2 ноября. После этого правительство попросит кредиторов о добровольной реструктуризации внешнего долга, заявил Мадуро, но во время процесса переговоров будет продолжать выполнять свои обязательства. Для этой работы и для «борьбы с финансовым преследованием Венесуэлы» (проблемы страны в Каракасе традиционно объясняют происками империалистов) президент создаст специальную комиссию. Ее возглавит вице-президент Тарек Эль-Аиссами.

Аналитики оценивают общий госдолг Венесуэлы (включая долг PDVSA) в $100-150 млрд, пишет газета The Wall Street Journal. Его точный объем неизвестен, так как правительство, например, имеет огромную задолженность перед поставщиками, к нему предъявлены иски из-за национализации активов. На рынке обращаются облигации правительства и PDVSA на $60-70 млрд, известно о двусторонних кредитах Китая более чем на $60 млрд и долгах примерно на $5 млрд международным организациям - в частности, Межамериканскому банку развития. Долг Каракаса России, по данным на сентябрь 2016 г., составлял $2,84 млрд, также «Роснефть» предоставила ему $6 млрд в виде аванса за поставки нефти. 27 октября министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия откликнулась на просьбу Венесуэлы реструктурировать двусторонний долг. По новым условиям, о которых договорились страны, погашение будет осуществляться в два этапа. Для первой части задолженности будут «достаточно льготные условия с небольшой суммой погашения», а бóльшая часть выплат будет «перенесена на второй этап расчета», сказал Силуанов.

На октябрь и ноябрь приходятся одни из крупнейших платежей Венесуэлы по долгам в этом году – примерно $1,8 млрд и $1,9 млрд соответственно, по оценке Caracas Capital Markets.

Выяснять отношения с держателями облигаций будет сложно из-за санкций, которые США ввели в отношении ключевых чиновников администрации Венесуэлы за нарушения прав человека и коррупцию, отмечает WSJ. С февраля под санкциями находится главный переговорщик – Эль-Аиссами, его США обвиняют в причастности к наркоторговле и отмыванию денег.

Санкции также запрещают американским банкам не только участвовать в подобных финансовых сделках, но и даже в переговорах о них, напоминает Reuters. Санкции ограничивают и право держателей бондов Венесуэлы на участие в переговорах, так как они не смогут купить новые бумаги, как это обычно бывает при реструктуризации. Опрошенные WSJ юристы, специализирующиеся на государственных долгах, говорят, что у Венесуэлы много разных кредиторов и вероятно, что они начнут бороться за свои интересы, что чревато сложными судебными разбирательствами. Венесуэльские бонды выпущены по американскому праву, поэтому суды скорее всего будут проходить в США.

Франсиско Родригес из Torino Capital объясняет слова Мадуро о готовности продолжать обслуживать долги во время переговоров о реструктуризации намерением правительства именно рефинансировать обязательства, а не выставить инвесторам ультимативные требования. Однако шансов на успех мало, ведь пока Каракас платит, у держателей бондов нет стимула участвовать в переговорах, а если он платить перестанет, они смогут добиваться ареста зарубежных активов, включая поставки нефти, написал Родригес в отчете.

В Венесуэле продолжается тяжелый экономический кризис. В стране дефицит товаров первой необходимости. Золотовалютные резервы, как сообщалось еще летом, сократились до $10 млрд.

Анализировать возможность реструктурировать долг Венесуэлы летом 2017 г. начали Ли Бьюкхейт, специалист по суверенным долгам юридической фирмы Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, и Миту Гулати. Они прогнозировали, что Венесуэла не сможет полностью обслуживать долги на фоне слишком высоких социальных издержек. Эксперты считали, что кредиторы могут согласиться на реструктуризацию только при условии, что Венесуэла проведет радикальные экономические реформы и в реструктуризации будет участвовать МВФ, с которым Каракас разорвал отношения в 2007 г. При этом, по их мнению, очевидно, что нынешнее правительство на такие реформы не пойдет. В сентябре доклад «Реструктуризация Венесуэлы: реалистичный план» представили специалисты в этой области Марк Уокер из Millstein & Co и Ричард Купер из Cleary Gottlieb. По их мнению, Венесуэла и PDVSA «стоят перед лицом самой сложной и проблемной реструктуризации в истории». Ситуация осложняется тем, что для реформирования экономики потребуется изменение политического ландшафта, при том что есть стороны, «сильно заинтересованные в сохранении статус-кво».

Странная сделка

Некоторые представители венесуэльской оппозиции уже называют заявление Мадуро гигантской операцией по отмыванию денег. Реструктуризация означает дефолт, но зачем тогда, зная о неспособности платить, власти выплатили по бондам PDVSA $800 млн на прошлой неделе и обещают выплатить в пятницу еще $1,1 млрд по бондам с погашением в 2017 г., задается вопросом издание Caracas Cronicles. Оно отмечает, что на прошлой неделе объем торгов бондами-2017 был необычно большим и скупать их могли приближенные к Мадуро люди, знавшие, что последний платеж по ним будет произведен.

В ситуации, когда договариваться о сокращении выплат почти невозможно, наиболее вероятным решением Мадуро будет отказ платить, пишет Reuters. До сих пор правительство продолжало обслуживать долги, так как в случае дефолта кредиторы будут пытаться арестовать зарубежные активы (например, нефтеперерабатывающую компанию Citgo в США, 49% акций которой заложено под кредит, выданный «Роснефтью»), а также – и прежде всего – экспортные поставки венесуэльской нефти, которые остаются для правительства единственным источником постоянного привлечения валюты. В результате потенциальная экономия $7 млрд на обслуживании долга в 2018 г. может обернуться потерей валютных поступлений от экспорта нефти, отмечает Financial Times.

Авансовые платежи «Роснефти» тоже могли помочь Каракасу платить по долгам. Так, в апреле «Роснефть» выдала PDVSA аванс на $1,015 млрд; в том же месяце у правительства и PDVSA был крупнейший в этом году платеж по долгам – почти $3 млрд. Но больше авансов не будет, говорил в августе вице-президента «Роснефти» по экономике и финансам Павел Федоров.

Несмотря на ссору с Каракасом, специалисты МВФ уже начали неофициально оценивать варианты спасения Венесуэлы, писала в середине октября газета Financial Times. По их подсчетам, на это может потребоваться $30 млрд в год, а весь процесс может оказаться сложнее, чем это было со спасением Греции и Аргентины.

Как креативно защититься от слезоточивого газа в Венесуэле