Минэкономразвития предложило отменить налог на движимое имущество
Минфин против: это сократит доходы регионовМинэкономразвития предлагает отменить налог на движимое имущество компаний с 2018 г. Льгота по налогу на движимое имущество была введена в конце 2012 г. и касалась имущества, поставленного на баланс после 2013 г. Правительство рассчитывало таким образом стимулировать модернизацию и покупку нового оборудования. Это был своеобразный маневр, напоминает Вадим Зарипов из «Пепеляев групп»: налог на недвижимость должен был по факту увеличиться, поскольку его должны были начать рассчитывать с кадастровой стоимости, но отменялся налог на движимое имущество.
Однако в прошлом году решение о сохранении льготы было отдано на откуп региональным властям: им было предложено решить, сохранять с 2018 г. эту льготу на своих территориях или нет. Но до сих пор ни один регион не принял решения о сохранении льготы. Подготовил соответствующий законопроект только Татарстан, рассказывает директор Deloitte Василий Марков, а некоторые регионы уже публично заявили, что сохранять льготу не будут, – например, Челябинская область. В результате с 2018 г. для большинства компаний будет введен налог на модернизацию.
Фактический отказ регионов сохранять у себя льготу стал настоящей головной болью для бизнеса, жалуется руководитель налогового департамента крупной международной компании. На региональные власти поступает множество жалоб – в основном от промышленников, подтверждает федеральный чиновник. На проблему в четверг обратил внимание Владимира Путина председатель совета директоров группы «Русская кожа» Игорь Сурин (цитата «Интерфаксу»): «Все новое оборудование надо освобождать минимум на три года от налога, а остальное – пусть регионы решают».
Президент поручил проработать вопрос. Может быть, найдем механизм, по которому регионы заинтересуются сохранить льготу на первые три года, предложил вице-премьер Аркадий Дворкович.
Но Минэкономразвития решило пойти дальше и вовсе с 2018 г. отменить такой налог: т. е. вообще исключить движимое имущество как объект налогообложения. Об этом сообщил «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин. Он предлагает не предоставлять льготу, а изменить сам принцип исчисления налоговой базы. Отмена налога может коснуться всего движимого имущества компаний, поясняет сотрудник Минэкономразвития.
Ну нельзя отменить. Это дестимулирует. Ну зачем нам это? Люди не приобретают оборудования, ну и нет ничего, нет развития, и ни НДФЛ нет, налога на прибыль. Зачем? Пожалуйста, проработайте.
Против – Минфин, рассказывают два федеральных чиновника. Он считает, что полная отмена налога приведет к сокращению доходов регионов и поэтому льгота должна действовать только в тех регионах, которые ее одобрят. Решение передать регионам право устанавливать или не устанавливать льготу правильное, сказал вчера и министр финансов Антон Силуанов (цитата по ТАСС). Но нужно настроить механизм, чтобы налог не мешал модернизировать производство, признал он.
В России налоговая нагрузка на инвестиции в модернизацию достигает 20% против 7–9% в Европе, признавал Минфин в 2012 г. После введения льготы многие компании обновили свои фонды, рассказывает председатель совета директоров крупного промышленного холдинга. Отмена же льготы для отдельных компаний приведет к огромным расходам. В 2015 г. льгота сэкономила бизнесу 110,8 млрд руб., свидетельствуют данные ФНС. Более половины всех выпадающих доходов пришлось на 10 регионов: они недополучили около 60 млрд руб. Из них 25,6 млрд руб. – Москва (1,7% ее доходов). Только у 11 регионов потери от льготы превышают 2 млрд руб., еще у 12 – 1 млрд. В 2018 г. налог может дать дополнительно около 130–150 млрд руб. региональным бюджетам, оценил Силуанов.
Самой болезненной отмена налога будет для производственных, нефтегазовых, инфраструктурных компаний, включая телеком, рассказывает Марков. Чем больше компании купят нового оборудования, тем выше будет налог, отмечает он. Проблемы отразятся и на финансовой отчетности, предупреждает эксперт: в международных стандартах в финансовой отчетности налог на имущество считается стоимостью актива и уменьшает показатель EBITDA, в отличие от других налогов. В итоге отмена льготы приведет к росту цен на продукцию, а также сокращению инвестиций в модернизацию, предупреждает сотрудник инфраструктурной компании.
Предложение Минэкономразвития решит многие проблемы бизнеса, говорит партнер KPMG Нина Гулис. Многие компании рассчитывали на льготу, теперь же для них вырастет налоговая нагрузка, предупреждает она. Это огромный удар, из-за которого придется пересматривать всю стратегию, поддерживает налоговый менеджер компании, «пытались объяснять это губернаторам, но региональные власти предлагают построить что-то еще и снизить на это имущество ставку». Но для тех, кто уже в 2014–2015 гг. обновил свой фонд, это слишком большие расходы, говорит он. Можно сменить юридический адрес на регионы, которые сохранят льготу, но возникает много «подводных камней», например, была ли налоговая цель в такой перегистрации, предупреждает Марков. Налоговики могут доначислить налог.
Решит отмена налога и проблему с ограничениями в применении льготы, считает Гулис. Сейчас она не распространяется на имущество, которое компания передала зависимой организации. Но многие специально закупали оборудование у аффилированных структур, так как это дешевле и безопаснее.
Последние 10 лет регионы страдали от федеральной налоговой политики, указывал аналитик S&P Карен Вартапетов, федеральные льготы почти всегда оказывали негативное влияние на региональные бюджеты. Изменение правил введения льготы даст регионам еще одну возможность конкурировать с соседями за привлечение бизнеса, но ввести льготы смогут не все. По данным Счетной палаты, на начало июня у 38 регионов общий дефицит бюджетов достиг 55,3 млрд руб. Есть риск, что на регионы будет давить Минфин, опасается чиновник: сначала погасите бюджетные кредиты, а потом возвращайте льготу.