Рынок концессий может избежать очередного риска со стороны властей
Минэкономразвития берет паузу, чтобы придумать, как проверять эффективность проектовСейчас похожие правила уже применяются в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП), и бизнес считает их одним из препятствий для развития рынка. По вступившему в 2016 г. в силу закону о ГЧП до сих пор не то что не заключено ни одного соглашения, но даже не принято ни одного решения о проведении конкурса, говорил ранее вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Существующая методология не позволяет разумно разобраться, эффективен проект или нет, объясняет партнер юрфирмы Hogan Lovells Александр Долгов: «Поэтому проекты ГЧП тормозятся, а инвесторы предпочитают их избегать». Решение оценивать эффективность концессий могло бы убить рынок, «который еще недостаточно развит и слишком слаб», опасается Долгов.
Минэкономразвития даст отрицательную оценку идее депутатов проверять эффективность планируемых концессий, сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника и консультант. Представитель министерства это подтвердил.
В апреле группа депутатов, включая председателя профильного комитета Госдумы по собственности Николая Николаева, предложила обязать стороны будущей концессии запрашивать позицию Минэкономразвития и властей региона об эффективности проекта и его преимуществах перед госзакупкой – сопоставить расходы бюджета, обязательства и риски публичной стороны (по установленному правительством списку критериев). При отрицательном заключении концессия будет отменена.
Компенсация через пять лет
Федеральная антимонопольная службы (ФАС) предписала аннулировать конкурс на строительство в Башкирии автомобильной дороги Стерлитамак – Магнитогорск, решив, что концессия, в которой государство возмещает все расходы инвестора, – это обход правил госзаказа. Арбитражный суд Москвы с этим согласился. Под сомнением оказалась законность крупных концессий, например трассы Москва – Петербург и ЦКАД. ФАС предлагает поправить закон о концессиях так, чтобы государство могло компенсировать все расходы концессионера, рассказывал «Ведомостям» замруководителя службы Рачик Петросян. К уже заключенным соглашениям претензий быть не должно, объяснял он, а по будущим проектам полная компенсация расходов концессионера из бюджета будет возможна только после завершения строительства и не раньше чем через пять лет с момента заключения соглашения.
В целом подготовленный Минэкономразвития отзыв правительства на депутатские поправки в законы о концессиях и ГЧП (они также позволяют распространить эти механизмы на IT-проекты. – «Ведомости») будет положительным, оговаривается представитель министерства. Более того, Минэкономразвития не отказывается от оценки эффективности – вопрос необходимо проработать отдельно, отмечает он. В странах, активно развивающих ГЧП, методики оценки эффективности давно и успешно применяются, пояснял он ранее «Ведомостям». В Госдуме также видят риски идеи. Целесообразность оценки эффективности концессий и их преимуществ перед госзакупкой нуждается в дополнительном обсуждении, передал Николаев через представителя: они существенно осложнят развитие ГЧП в России. Сейчас такой шаг является преждевременным, но по мере развития рынка его придется сделать, отмечает он.
Инструменты ГЧП и концессий привлекают внебюджетные средства в строительство инфраструктуры. Госинвестиции падают – с 3,7% ВВП в 2012 г. до около 2,4% в первом полугодии 2017 г., по расчетам аналитиков Infraone, а потенциально можно привлечь 2,26 трлн руб. (более половины от госбанков и институтов развития). За 2016 г. количество проектов ГЧП и концессий на стадии реализации увеличилось на четверть и превысило 2000, свидетельствуют данные Центра развития ГЧП, а сумма законтрактованных частных инвестиционных обязательств выросла почти в 1,5 раза до 1,3 трлн руб. По оценкам аналитиков Infraone, расходы на инфраструктурные проекты варьируются от $20–50 млн или ниже для мелких проектов до $1,7 млрд и выше для мегапроектов (см. график).
Попытка сравнивать концессии с госзакупками уже создала серьезные риски для рынка инфраструктуры (см. врез). Оценивать эффективность концессий в сравнении с принципиально иным типом договоров – госзакупкой – неправильно, категорична управляющий партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова: это равноценно сравнению договора купли-продажи и поставки. «Право на реализацию проекта мы и так доказываем через конкурсную процедуру», – говорит она. Необходимость получать официальное заключение в Минэкономразвития увеличивает и сроки подготовки проектов, и ее стоимость, отмечает Годунова: «Инвестор попадает в непрогнозируемую зависимость от оценки, и раз установленные критерии оценки субъективны, возрастает роль административного ресурса».
Эффективность многих проектов оценить и не удастся – строительство дороги зачастую имеет не столько экономический, сколько социальный и политический эффект и не весь его можно выявить, говорит советник Dentons Илья Скрипников, проект нуждается в предметной доработке. При отсутствии средств у регионов на софинансирование проекта частного инвестора необходимость в анализе экономической эффективности вообще отпадает, считает он.-