Казахстан снова затевает реформы

Инвесторы, не раз слышавшие подобные обещания, ждут конкретных шагов
Потребуется серьезно изменить не только имидж страны, но и законодательство
Потребуется серьезно изменить не только имидж страны, но и законодательство / Петр Ковалев / ТАСС

На апрельском банкете в лондонском Spencer House миллиардер Джейкоб Ротшильд поддразнил своих гостей – представителей суверенного инвестфонда Казахстана, которые весь день рассказывали потенциальным инвесторам о долгожданной приватизации госкомпаний стоимостью $70 млрд. «Это уже второй подобный ужин. Мы все хотим помочь провести этот раунд приватизации в Казахстане с успехом. Но сначала этот процесс нужно начать», – заявил лорд Ротшильд с улыбкой.

Шутка 81-летнего миллиардера и давнего знакомого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не лишена оснований. Казахстан обещает приватизировать госкомпании уже семь лет, но ни одна из них до сих пор не вышла на рынок.

Инертность административной машины, бюрократия, личная заинтересованность чиновников и руководителей госкомпаний помешали воплотить в жизнь множество обещанных реформ. Но министры и топ-менеджеры настаивают: на этот раз все эти факторы приняты в расчет и представленный в январе амбициозный план реформ будет реализован.

Среди других мер – оздоровление банковского сектора, реформа налоговой системы и борьба с коррупцией. Для привлечения иностранного капитала в Астане должны быть созданы международный финансовый центр и фондовая биржа. Казахстану предстоит реформировать законодательство в сфере сельского хозяйства и землепользования и пересмотреть внешнеторговую стратегию, учитывая сотрудничество внутри Евразийского экономического союза и политику Китая в регионе.

«Мы надеемся, что в следующие два-три года ситуация в Казахстане изменится кардинально. Мы хотим изменить структуру экономики. Но для решения этой задачи нужны иностранные инвестиции. Для их привлечения потребуется серьезно изменить не только имидж страны, но и законодательство, нормы – саму ее суть», – заявил FT министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

Из-за обвала цен на сырье в 2014 г. резко сократились доходы Казахстана, а темпы роста ВВП упали до 1% в 2015 и 2016 гг.; это самый низкий показатель почти за 20 лет.

Есть также риски, связанные с возрастом Назарбаева, которому в июле исполнится 77 лет. Менее года назад в возрасте 78 лет скончался президент Узбекистана Ислам Каримов, и, по словам чиновников, это убедило Назарбаева, что ему следует удвоить усилия по проведению реформ.

Открывшуюся в июне в Астане выставку ЭКСПО-2017 посетят делегации почти 120 стран. Назарбаев надеется, что это станет лучшей рекламой страны и убедит инвесторов в реальности запланированных реформ.

«Здесь прошла дерусификация, но не десоветизация. Есть мощные противостоящие [реформам] силы, и это нужно учитывать», – говорит работающий в Астане иностранный дипломат. Министерские должности и хорошо оплачиваемые руководящие посты в таких госкомпаниях, как «Казмунайгаз» и «Казатомпром», и суверенном фонде «Самрук-Казына» стали наградой для лояльных власти людей или членов влиятельных семей. Поэтому прежние инициативы о снижении роли государства в экономике, привлечении западного капитала и внедрении международных стандартов корпоративного управления встретили сильное сопротивление. То же касалось и попыток поддержать малый и средний бизнес, позволив ему конкурировать с крупными госкомпаниями.

«Плохо это или хорошо, но у нас сильная вертикаль власти, – говорит министр экономики Тимур Сулейменов. – [Реформы] исходят от президента, и он хочет их выполнения». Такое звучало уже много раз, но Сулейменов настаивает: проблем накопилось очень много и теперь их необходимо решать. «Приватизации отведено важное место в списке задач», – говорит он.

На долю «Казмунайгаза» приходится треть добычи нефти в стране, а «Казатомпрома» – и вовсе 40% производства урана в мире. Но продажа долей с двойным листингом (в Казахстане и за границей) невозможна без успешного запуска нового международного финансового центра «Астана» (МФЦА), намеченного на зиму. Это зависит от введения новых законов, которые позволят использовать британское право и международные суды для разрешения споров с участием представленных там компаний. Также необходимо решить проблемы отягощенного плохими долгами банковского сектора.

Прогресс уже есть. Для листингов в Лондоне выбраны инвестбанки, международные фондовые биржи согласились поддержать МФЦА, достигнуто соглашение о слиянии крупнейших банков – Казкоммерцбанка и «Халык банка».

По мнению Сулейменова, в ближайший год правительство позволит рухнуть «одному или двум» банкам олигархов, подав тем самым сигнал другим проблемным кредиторам. Но не все в этом убеждены. «Мысли о диверсификации, приватизации, глобализации, либерализации – это хорошо. Но, к сожалению, конкретных шагов еще нет», – говорит председатель правления «Халык банка» Умут Шаяхметова.

Перевели Надежда Беличенко и Алексей Невельский

Потребуется серьезно изменить не только имидж страны, но и законодательство