Казахстан реформирует модель госуправления
С этого нужно начинать реформы и в России, считает Герман Греф. Сами чиновники в такую реформу не верятПлан реформ, составленный переизбранным недавно президентом Нурсултаном Назарбаевым, способен превратить Казахстан в «принципиально другое государство», даже если будет реализован лишь наполовину, заявил президент Сбербанка Герман Греф в своем выступлении на Астанинском экономическом форуме. «Когда прочитал этот документ, я испытал культурный шок», – поделился Греф: напоминает программу правительства Сингапура, да и многие страны Европы могли бы позавидовать.
План содержит 100 шагов, поделенных на пять блоков – «президентских реформ»: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, формирование «нации единого будущего» и «транспарентное подотчетное государство».
Госуправление должно ориентироваться на конкретные результаты, предписывает программа: все поручения процедурного характера и промежуточный контроль должны быть упразднены. Госорганы должны самостоятельно определять, как решать поставленную перед ними задачу. Должен быть модернизирован и сам госаппарат – например, оплата должна зависеть от результатов работы.
Министерство реформ
План Назарбаева также предполагает создание национальной комиссии по реформам при президенте. Создать отдельную структуру для реформ предлагал и Греф.
«Без реформы государственного управления никакие другие реформы проводить просто не нужно», – говорил ранее Греф. Недавно он предложил реформу в России: идеи он представил президенту Владимиру Путину на совещании с правительством и бизнесом, рассказывали участники встречи. Как и в плане Назарбаева, Греф предлагал перейти к проектно-целевой модели: ставится задача и подбираются инструменты ее реализации. А сейчас модель ситуативная – по поручениям. Однажды один чиновник жаловался «Ведомостям», как вынужден был разрабатывать и отстаивать проект закона, противоречивший всей позиции его ведомства: просто в поручении его ведомство оказалось исполнителем, хотя идея принадлежала оппоненту.
Греф предлагал сократить количество поручений, разработать новую систему мотивации в министерствах, коэффициенты эффективности чиновников и новые методы подбора кадров. Кадровый состав госаппарата крайне слаб, жалуются сами чиновники: готовятся бессмысленные концепции, потому что дано поручение их срочно подготовить, законопроекты самого низкого качества.
План Казахстана можно использовать как шпаргалку, рассуждает бывший чиновник, но тогда остановится работа всей российской бюрократической машины, для которой процесс подменил содержание. Никто не спросит с Минфина за нестабильность бюджета, с Минэкономразвития – за отсутствие развития, с Минпрома – за обвал в промышленности, с ФАС – за отсутствие конкуренции – они отвечают только за исполнение поручений, сетует он: поручений же все больше, а с ними и контролеров их исполнения. «Но изменить систему сейчас невозможно, потому что экономика не в повестке власти и нет спроса на изменения со стороны общества: вырастили класс не собственников, а иждивенцев», – ставит он диагноз.