ЦБ снизит ключевую ставку до 9,5%, ждут аналитики

Более резкому снижению мешают инфляционные риски и обсуждение в правительстве налоговых реформ
Центробанк активнее указывает рынку на свою политику
Центробанк активнее указывает рынку на свою политику / Евгений Разумный / Ведомости

В пятницу совет директоров ЦБ снизит ключевую ставку с 9,75 до 9,5%, ожидают аналитики. Из 24 опрошенных Reuters аналитиков этого ждут 20, остальные прогнозируют снижение ставки на 0,5 п. п. до 9,25%. Уменьшения ставки до 9,5% ждет и большинство аналитиков, опрошенных Bloomberg (34 из 37).

ЦБ начал пользоваться новым инструментом коммуникации – заранее заявлять о возможном решении, говорит Дмитрий Полевой из ING. У ЦБ сложилось впечатление, что рынок сбит с толку, объясняет Наталия Орлова из Альфа-банка, еще в начале года риторика регулятора была жесткой, но динамика инфляции смягчила ее. ЦБ рассчитывал более плавно подготовить рынок к циклу снижения ставки, поэтому теперь прямо говорит о снижении ставки, рассуждает она.

Ускорение недельной инфляции перед самым заседанием до 0,2% вынудит ЦБ снизить ставку только до 9,5%, считает Орлова. Разгон цен связан с удорожанием овощей – на 2,4% за неделю. Такая динамика цен может быть связана с Пасхой, которая в этом году выпала на апрель, считает Орлова. По прогнозам «Сбербанк CIB», по итогам апреля месячная инфляция приблизится к 0,4%. А в годовом выражении – до 4,4%, ждет Дмитрий Долгин из Газпромбанка (цитата по Reuters).

В будущем ЦБ и дальше будет снижать ставку маленькими шагами, ждет Владимир Тихомиров из БКС: чем дольше ЦБ будет держать ставку, тем быстрее потом придется ее снижать, но и слишком резкое удешевление денег может вызвать давление на цены. Среди рисков – ситуация в банковском секторе, так как кредитование остается существенно хуже прогнозов, медленное восстановление розничных продаж и отсутствие структурных реформ, перечисляет Орлова. Сохраняются и инфляционные риски, считает Тихомиров: из-за курса рубля, сезонности и низких прогнозов по урожаю – осенью инфляция может ускориться. А любое движение курса может серьезно сказаться на инфляции в силу сезонно высокой доли импорта в продовольственном потреблении – торможение инфляции в I квартале и резкий разворот во II квартале уже происходили, вспоминает он. По прогнозам Олега Кузьмина и Чарльза Робертсона из «Ренессанс капитала», уже в мае-июне рубль ослабнет до 60 руб./$.

С начала 2017 г. инфляция снижается быстрее, чем ожидал Центробанк. Четыре раза за февраль – март недельный рост цен был нулевым: в это время года такое происходит впервые. В годовом выражении инфляция в марте снизилась до 4,3% с 5% в январе, а к 24 апреля – до 4,2%, приблизившись к целевому уровню ЦБ – 4%. Без серьезных геополитических и экономических сюрпризов цель будет достигнута в июне-июле, ждут аналитики Citi. Инфляционные ожидания, оставшиеся в феврале без изменений, в марте снова пошли на спад: с 18,1% в феврале 2015 г. они опустились до 11,2% в апреле 2017 г.

Департамент исследований и прогнозирования ЦБ (его позиция не отражает официальную точку зрения регулятора) предложил в апреле снизить ставку при сохранении умеренно-жесткой денежно-кредитной политики. А на прошлой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что более быстрое снижение инфляции позволит снизить ставку в апреле на 0,25 или 0,5 п. п. Это уже второе публичное заявление ЦБ о ставках незадолго до начала «недели тишины».

Экономика не мешает

Экономические показатели не препятствуют снижению ключевой ставки в апреле, пишут аналитики Citi. Падение оборота розничной торговли в марте замедлилось до 0,4% по сравнению с мартом 2016 г. после спада на 2,8% в феврале, а уровень безработицы снизился на 0,2 п. п. по сравнению с первыми месяцами 2017 г. до 5,4%. Но инфляционных рисков этот процесс пока не несет, указывает Роман Насонов из Промсвязьбанка. Реальная среднемесячная зарплата в марте выросла только на 1,5% после 1,3% в феврале, а реальные располагаемые доходы уменьшились на 2,5% по сравнению с мартом 2016 г.

Рынок поверил регулятору. В течение дня после выступления Набиуллиной их доходности опустились на 10–20 б. п. Если раньше инвесторы допускали, что ставка останется прежней или будет снижена на 0,25 п. п., то теперь вопрос лишь в том, насколько существенным будет снижение, отмечают аналитики «Сбербанк CIB». Способствуют снижению ставки торможение инфляции и укрепление рубля (см. график), говорит Орлова.

ЦБ предпочтет подождать и посмотреть, была ли низкая инфляция в начале года аномалией или это апрель оказался аномальным, говорит Орлова. Ощутимо замедлилась дезинфляция, указывает Александр Исаков из «ВТБ капитала». Для ЦБ шаг в 0,25 п. п. – стандартная позиция, пишут аналитики «Сбербанк CIB», ЦБ совсем недавно заявлял, что будет снижать ставку не более чем на 0,25 п. п. за раз.

А вот аналитики «ВТБ капитала» не исключают снижения на 0,5 п. п., хотя скорее регулятор предпочтет вдвое меньший шаг – учитывая его склонность к постепенному смягчению политики. По-прежнему ждут снижения ставки на 0,5 п. п., несмотря на данные по инфляции, аналитики Credit Suisse. Резкое удорожание отдельных категорий овощей не должно влиять на базовую инфляцию и инфляционные риски в целом, считает Алексей Погорелов из Credit Suisse (цитата по Reuters).

Помешать более резкому понижению ставок могут и налоговые риски, предупреждают аналитики. Например, из-за новостей о том, что правительство продолжит обсуждать налоговый маневр (снижение ставок страховых взносов при повышении НДС), Газпромбанк пересмотрел прогноз снижения ставки – с 0,5 до 0,25 п. п. Ранее ЦБ оценивал инфляционный эффект от маневра в 1–2 п. п.

Денежно-кредитные условия остаются жесткими. Реальные ставки поднялись до уровня, который потенциально может ограничить хрупкий экономический рост, указывают аналитики Citi. Большинство аналитиков ждут, что к концу 2017 г. ключевая ставка снизится до 8,5%. По прогнозу «Ренессанс капитала», в конце 2018 г. она составит 7,5%.

Центробанк активнее указывает рынку на свою политику