Капитал возвращается в развивающиеся страны

В I квартале зафиксирован его первый нетто-приток с 2014 года
Улучшившиеся перспективы экономики и финансовых рынков развивающихся стран не остались без внимания международных инвесторов
Улучшившиеся перспективы экономики и финансовых рынков развивающихся стран не остались без внимания международных инвесторов / Armando Franca / AP

Улучшение экономической ситуации в развивающихся странах и снижение вероятности торговых войн привлекло внимание инвесторов к развивающимся странам. Чистый приток капитала в них составил в I квартале $28,6 млрд, выявило исследование нидерландской NN Investment Partners (NN IP), – после оттока в $238 млрд кварталом ранее. Сказались такие факторы, как высокие доходности облигаций по сравнению со ставками в развитых странах, снижение волатильности валютных курсов и стабилизация на сырьевых рынках, от которых зависят многие развивающиеся экономики, попытки пришедших к власти правительств улучшить инвестиционный климат и провести реформы, привлекающие международный бизнес, стабилизация ситуации в Китае.

Нетто-приток средств отмечается впервые со II квартала 2014 г. «Мы заметили улучшение потоков во многих странах, так как инвесторы, очевидно, приняли во внимание ускорение роста мировой торговли и повышение цен на сырье», – приводит Financial Times слова стратега NN IP Мартена-Яна Баккума. Хотя, отметил он, ключевым фактором стало «резкое улучшение» в Китае благодаря мерам по контролю за движением капитала и ужесточению регулирования.

Исследование дополняет данные Института международных финансов (IIF), отмечает FT. Тот ранее заявил, что в феврале развивающиеся страны впервые за 34 месяца зафиксировали чистый приток капитала. Согласно данным IIF по 10 странам, он составил $35,8 млрд по сравнению с январским оттоком в $55,1 млрд.

NN IP использует информацию по 20 странам и собственную методологию расчетов, По ее данным, крупнейший приток в I квартале наблюдался в Аргентине ($17,5 млрд), Индии ($16 млрд), Бразилии ($14,4 млрд), Мексике и Индонезии (по $9 млрд), Египте ($8 млрд) и Турции ($6,7 млрд).

Интерес инвесторов, например, к Бразилии, где прошлым летом в результате импичмента сменился президент и правительство, стал расти еще в конце прошлого года. Так, по данным центробанка страны, прямые иностранные инвестиции в декабре достигли рекордных для этого месяца $15,4 млрд. Общий их размер в 2016 г. году вырос на 6% до $78,9 млрд. Правительство Мешела Темера пытается провести крайне необходимую для страны и бюджета пенсионную реформу, хотя политическая ситуация остается нестабильной из-за продолжающихся коррупционных скандалов. В середине апреля Верховный суд Бразилии дал прокурорам разрешение открыть расследование в отношении по крайней мере восьми министров, лидеров обеих палат конгресса и более чем 50 сенаторов и депутатов.

«Самые сильные изменения произошли в странах, которые считаются наиболее чувствительными к рискам», – отмечает Баккум. В Южной Корее, Тайване и России в I квартале, по данным NN IP, по-прежнему наблюдался отток. У Китая она зафиксировала отток капитала в размере $8,5 млрд.

Улучшившиеся перспективы экономики и финансовых рынков развивающихся стран не остались без внимания международных инвесторов

Улучшение экономической ситуации в Азии и снижение опасений относительно возможного развязывания торговых войн новой президентской администрацией США помогли привлечь средства инвесторов на фондовые рынки развивающихся стран, отмечает Марк Мобиус, исполнительный председатель совета директоров Templeton Emerging Markets Group. Благодаря этому индекс акций MSCI Emerging Markets вырос в I квартале на 11,4%, что для этого периода стало самым высоким показателем с 2012 г.

Притоку инвестиций помогло и укрепление валют ряда ведущих развивающихся стран, добавляет Мобиус: уверенность в способности Белого дома стимулировать рост экономики США или ввести торговые санкции ослабла. Благодаря этому инвесторы стали более пессимистично оценивать перспективы доллара, а мексиканский песо, российский рубль и южнокорейская вона показали наилучшие результаты среди валют развивающихся стран, поднявшись на 8-10%.

IIF в марте зафиксировал максимальный с января 2015 г. приток портфельных инвестиций на развивающиеся рынки – $29,8 млрд. По большей части он произошел уже после того, как Федеральная резервная система США 15 марта повысила процентные ставки, хотя обычно ужесточение денежной политики в США служит негативным сигналом для инвесторов на развивающихся рынках, отмечает FT. Так, в 2013 г. намерение ФРС начать сворачивать программу денежного стимулирования вызвало бегство инвесторов с развивающихся рынков.

После нескольких тяжелых лет многие факторы, ранее привлекавшие инвесторов на развивающиеся рынки, снова начинают действовать, включая более быстрый рост экономики и корпоративных прибылей, а также динамичное развитие потребительского сектора, указывает Мобиус. Хотя многие страны все еще проходят через трудный период адаптации к новым экономическим условиям, «мы видим все больше признаков фундаментальных улучшений, таких как низкий уровень долга, стабилизация сырьевых рынков, снижение волатильности валютных курсов и повышение потребительской уверенности», добавляет он.