Bалюты развивающихся стран удивляют

Они укрепляются к доллару несмотря на проблемы с глобализацией, невысокие цены на сырье и повышение ставки ФРС США
Сильнее всего в этом году выросли курсы южноафриканского ранда (на 9%) и мексиканского песо (на 8,5%)
Сильнее всего в этом году выросли курсы южноафриканского ранда (на 9%) и мексиканского песо (на 8,5%) / Denis Farrell / AP

Валюты развивающихся стран ведут себя удивительно. Несмотря на проблемы с глобализацией, низкие (хоть и подросшие) цены на сырье и повышение процентных ставок ФРС США они не падают против доллара. Наоборот, у доллара проблемы с укреплением, а валюты развивающихся стран подрастают – в частности, из-за улучшения экономических перспектив и высоких доходностей на этих рынках.

Развивающиеся рынки в этом году ведут себя неожиданным образом – их валюты не падают по отношению к доллару, несмотря на растущий протекционизм и снижение цен на нефть в последние недели. Кроме того, Федеральная резервная система США ужесточает денежную политику, а доходности казначейских облигаций остаются относительно высокими.

Некоторые участники рынков стали задумываться, не напоминает ли нынешняя ситуация 2013 г., когда инвесторы поспешно покидали развивающиеся рынки из-за роста доходностей гособлигаций США, вызванного заявлением ФРС о готовности начать сворачивать программу денежного стимулирования. По словам Брэда Бехтела из Jefferies International, сочетание более высоких доходностей и снижения цен на сырье должно было бы сильно ударить по развивающимся рынкам.

Однако на фоне признаков восстановления мировой экономики валюты развивающихся стран чувствуют себя вполне неплохо. Этому способствует и то, что после сильного роста в IV квартале 2016 г. курс доллара в этом году снижается по отношению не только к ним, но и к валютам развитых стран. Последнее, в частности, обусловлено тем, что инвесторы, начавшие игру на рост акций, доллара и доходностей облигаций в ожидании обещанных Дональдом Трампом экономических реформ, ускорения роста ВВП и инфляции в США, чувствуют разочарование и частично закрывают позиции. Заканчивается I квартал, а новый президент так и не предложил конкретных шагов по реализации предвыборных обещаний в экономической сфере.

Рассчитываемый JPMorgan Chase индекс валют развивающихся стран с начала года вырос на 4%, достигнув самого высокого уровня с конца октября. Семь из 10 валют, укрепившихся сильнее всего по отношению к доллару в этом году, – это валюты развивающихся стран. При этом больше всего вырос курс ранда ЮАР (на 9%) и мексиканского песо (на 8,5%). Последнему не помешала даже протекционистская риторика Дональда Трампа.

Данные Bank of America Merrill Lynch о позициях игроков на валютном рынке подтверждают этот тренд. Приток инвестиций в валюты развивающихся стран превышает приток в каждую из валют 10 ведущих развитых стран. Деньги «продолжают приходить, чтобы сыграть на каждом падении и взлете», утверждает Бехтел. Кроме того, операции carry trade (когда трейдеры берут в кредит средства в странах с низкими процентными ставками и вкладывают их в других странах в инструменты с повышенной доходностью) делают выгодными покупку таких валют, как ранд или индийская рупия, отмечает Goldman Sachs.

Ралли может продлиться еще три месяца, считает Валентин ван Ниувенхёйзен из фонда NN Investment Partners: «Не думаю, что сейчас можно заглянуть слишком далеко в будущее, чтобы представить, каким может стать мир». Поэтому лучшей инвестиционной стратегией на данный момент он считает гибкость.

Похоже, инвесторы на развивающихся рынках спокойно относятся к возможному введению Трампом таких мер, как налог на импорт, также в них вселило уверенность осторожное повышение процентных ставок ФРС на прошлой неделе, полагает стратег BofA Мирия Кириаку. Такая стратегия ФРС подходит развивающимся странам. ФРС сейчас яснее сообщает о своих намерениях, чем в 2013 г., отмечает министр финансов Индонезии Шри Мульяни Индравати. По ее словам, это делает менее вероятной негативную реакцию инвесторов в этом году, поскольку они «не будут застигнуты врасплох».

Развивающимся странам угрожают серьезные риски, особенно направленный против Китая протекционизм США, предостерегает директор по инвестициям GAM Пол Макнамара: «Если экономика Китая сильно замедлится, развивающиеся рынки вряд ли будут будут чувствовать себя хорошо».

Кроме того, ситуация в развивающихся экономиках не позволяет инвесторам чувствовать себя комфортно. Производительность и конкурентоспособность не улучшаются, сохраняются структурные проблемы, и они вряд ли будут сильно опережать развитые страны по темпам роста ВВП, говорит стратег UBS Бхану Баведжа. «У нас нет ощущения оживления роста в развивающихся странах», – утверждает он.

Тем не менее, рост их экономики ускоряется, а цены на сырье хоть и не растут, но и не падают, отмечает ван Ниувенхёйзен. Он признает, что развивающиеся страны уязвимы перед оттоком капитала, и есть неблагоприятные факторы в виде ужесточения политики ФРС и более высоких доходностей гособлигаций США. Но эти риски «более чем сбалансированы» возобновлением экономического роста в развивающихся странах.

По мнению Макнамары из GAM, сегодня фундаментальные факторы на развивающихся рынках лучше, чем во время бегства инвесторов с них в 2013 г. Дефицит счета текущих операций сокращается, они догоняют развитые страны по темпам экономического роста и опережают их. «Развивающиеся рынки привлекают капитал благодаря собственным заслугам», – говорит он.

Валюты развивающихся стран также выглядят привлекательно по сравнению с другими активами, например переоцененными акциями на развитых рынках. Их курс может вырасти, но «это не новый бычий рынок», считает Макнамара: «Это только наверстывание упущенного».

Перевел Алексей Невельский