Иностранные вложения в новые проекты в России не восстанавливаются
Декабрьская сделка с акциями «Роснефти» не разморозила инвестиционный климатВ прошлом году, по данным Конференции ООН по торговле и развитию, ПИИ в Россию выросли почти на 60% до $19 млрд. Но это эффект сделки с «Роснефтью». Правда, министр экономического развития Максим Орешкин подтвердил, что к приватизации назначены 25% минус 1 акция «Совкомфлота», а в 2017–2019 гг. могут быть проданы миноритарные пакеты Сбербанка и ВТБ.
Когда в декабре Игорь Сечин, несмотря на западные санкции, договорился о продаже 19,5% акций «Роснефти» Glencore и Qatar Investment Authority, у многих появилась надежда, что эта сделка возродит приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику. Не вышло: с точки зрения привлечения средств в проекты с нуля, вложения в которые отслеживает fDi Markets (подразделение Financial Times), Россия остается неинтересным местом для инвесторов. По данным fDi Markets, зарубежные инвестиции в новые проекты упали в 2016 г. до $12,9 млрд с $14,1 млрд годом ранее; хуже было только в 2014 г., когда США и ЕС ввели санкции против России.
Больше всех в прошлом году в новые проекты в России вложили немецкие инвесторы, следом – китайцы. Главные китайские инвесторы – государственные компании. Так, в ноябре 2016 г. две «дочки» CNPC подписали с правительством Кабардино-Балкарии и заводом чистых полимеров «Этана» соглашение о сотрудничестве в строительстве завода полиэтилентерефталата и терефталевой кислоты.
В начале этого года интерес к России угас: в январе объявлено всего о пяти новых проектах на общую сумму $34 млн. Это рекордно низкий месячный показатель, свидетельствуют подсчеты fDi Markets.
Эти сделки возможны, санкции запрещают лишь предоставлять подпавшим под них компаниям долгосрочное финансирование. Но многие зарубежные банки предпочитают не участвовать в сделках в России, опасаясь связей, пусть и косвенных, с подпавшими под санкции компаниями и людьми.
Санкции не единственное препятствие для иностранных инвестиций. Обвал цен на нефть спровоцировал рецессию в 2015–2016 гг. Восстановление их и курса рубля позволяет Минэкономразвития прогнозировать рост ВВП в этом году на 1,5–2%. Однако и это не побуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию: она остается рискованным местом для международного капитала.
Перевел Михаил Оверченко