Иностранные инвесторы устремились в Иран
Но американские компании пока остаются в сторонеЗападные компании заключили десятки соглашений с тех пор, как в 2015 г. с Ирана были сняты санкции благодаря международному соглашению об ограничении его ядерной программы. Французские Peugeot и Renault будут выпускать в Иране автомобили. Британская Vodafone вместе с местным партнером построит телекоммуникационную инфраструктуру. Крупные нефтяные компании, включая Royal Dutch Shell, подписали предварительные соглашения на добычу энергоресурсов. Siemens и другие инфраструктурные гиганты договорились о крупных проектах.
Американская Boeing в прошлом году получила разрешение на продажу Ирану 80 самолетов стоимостью $16,6 млрд. Но это скорее исключение.
Автопроизводители Ford Motor и General Motors (GM) сторонились Ирана после подписания ядерного соглашения. Представитель Ford заявила, что компания соблюдает законы США и не ведет какого-либо бизнеса с Ираном. GM сосредоточился «на других рынках и возможностях», сказал его представитель Тони Червоне.
На это среагировала Peugeot. Французская компания хочет увеличить годовое производство в Иране до 200 000 автомобилей к 2018 г. В июне она подписала соглашение на 400 млн евро о создании совместного предприятия с Iran Khodro. «Это наша возможность ускориться», - говорит руководитель Peugeot на Ближнем Востоке Жан-Кристоф Кемар. Продажи Peugeot и Renault в Иране уже выросли в два с лишним раза. Последняя в феврале продала там 15 300 автомобилей - рост на 175% в годовом выражении.
Американские компании рискуют уступить привлекательные сделки на многообещающем иранском рынке с населением около 80 млн человек более расторопным конкурентам из Европы и Азии, отмечают аналитики. Но это, вероятно, позволит американцам избежать ошибок, связанных с политическими рисками и бюрократическими сложностями в Иране. Например, Apple получила разрешение на экспорт своих устройств в Иран от администрации Барака Обамы в 2013 г., но решила этого не делать из-за банковских и юридических рисков, говорят знакомые с ситуацией люди. Apple отказалась от комментариев.
Компаниям из США обычно требуется специальное разрешение министерства финансов для ведения бизнеса с Ираном. Но ситуацию осложнила победа Дональда Трампа на президентских выборах. Во время предвыборной кампании он угрожал разорвать ядерное соглашение, а затем ввел новые санкции против Ирана. В свою очередь Тегеран в воскресенье ввел санкции против 15 американских компаний, в основном из оборонного сектора.
Азиатские компании, прежде всего китайские, наращивали присутствие в Иране и до отмены санкций, а после ядерного соглашения некоторые ускорили работу в этом направлении. Например, China National Petroleum Corp. вместе с французской Total в ноябре заключила предварительное соглашение о разработке крупного газового месторождения.
Иран привлекает внимание инвесторов из широкого ряда отраслей. По словам вице-президента торговой палаты Ирана Педрама Солтани, после вступления в силу ядерного соглашения страну посетили более 200 делегаций иностранных компаний. Согласно официальной статистике, одобренные правительством прямые иностранные инвестиции выросли с $1,26 млрд в 2015 г. до более чем $11 млрд в 2016 г.
«Мы видим происходящее в США и комментарии Трампа. Наш бизнес не уделяет этому много внимания», - отмечает бизнесмен из металлургической отрасли Гадир Гиафе, интересующийся сотрудничеством с компаниями из Южной Америки и Европы.
Желающие работать в Иране иностранные компании сталкиваются с большими препятствиями. В 2016 г. страна находилась на 131 месте из 176 в рейтинге по уровню восприятия коррупции Transparency International. У нее есть и экономические проблемы, включая высокую безработицу и проблемные кредиты на балансе банков. Кроме того, крупные международные банки не спешат возобновлять связи с Ираном, опасаясь нарушить сохраняющиеся в финансовом секторе санкции, и это осложняет денежные операции. Также некоторые транснациональные корпорации, включая Total, подписали меморандумы, но еще не договорились об окончательных условиях из-за риска, что политика Трампа приведет к возврату санкций.
Но многим иностранным компаниям трудно игнорировать экономический рост в Иране. Согласно МВФ, за последние полгода ВВП страны вырос на 7,4%. Потребительские расходы в Тегеране в этом году на 11% выше, чем в 2016 г., по данным исследовательской фирмы Planet Retail. «Благодаря китайским автомобилям рынок стал более разнообразным, и мы понимаем, как важно удовлетворять потребителей», - говорит Мохсен Карими, менеджер по продажам Iran Khodro, сотрудничающей с Peugeot.
Перевел Алексей Невельский