Протекционизм Трампа начал сказываться на зарубежном бизнесе
Его нападки уже повлияли на уверенность предпринимателей в Германии, сильно зависящей от экспортаПротекционистская риторика президента Дональда Трампа и членов его администрации, похоже, уже повлияла на ожидания бизнесменов в Германии, имеющей один из крупнейших профицитов в торговле с США. На прошлой неделе индекс предпринимательской уверенности Ifo показал, что немецкие компании начинают более пессимистично смотреть в будущее. Многие предпочитают занимать выжидательную позицию перед принятием инвестиционных решений. «Должен признать, что начинаю немного нервничать. Я думал, что позиция [Трампа] изменится после инаугурации, - говорит президент Ifo Клеменс Фьюст. - Боюсь, что его политика не сработает и он будет искать козлов отпущения, а немецкие компании отлично подойдут на эту роль».
Компания Delo, в которой работают чуть более 500 человек, как и многие другие представители малого и среднего бизнеса в Германии, поставляет комплектующие и технологии, необходимые для производства товаров по всему миру. Так, ее клей и технологии используются примерно в половине мобильных телефонов. Но, как и другие немецкие компании, она обеспокоена, что ее бизнес-модель пострадает из-за торговой политики Трампа.
Управляющий директор Delo Роберт Саллер опасается, что Трамп может повысить торговые барьеры и прекратить торговые переговоры: «Мы много инвестировали в США, и будет жаль, если возникнет некая форма протекционизма».
Возможность сокращения поставок на рынок США из-за политики Трампа и его администрации беспокоит и другие компании. «Нам нужны открытые рынки, – отмечает Манфред Риц из ассоциации VCI, представляющей интересы почти 1700 компаний в химической отрасли. – Наша бизнес-модель в Германии основана на экспорте».
Эти опасения могут иметь последствия для всей Европы. Германия – экономический двигатель еврозоны, и на фоне слабого роста экономики во Франции и стагнации в Италии Европа не может позволить ему снизить обороты. Торговля лежит в основе немецкой экономики: в 2015 г. экспорт составил 1,19 трлн евро, или более трети ВВП.
Но масштабы этого экспорта стали раздражать Вашингтон. У Германии третий по величине профицит в двусторонней торговле товарами с США. За первые 11 месяцев 2016 г. он составил $59,6 млрд.
Новые задачи
Одним из приоритетов администрации Трампа будет возвращение цепочек поставок американских корпораций в США, заявил Financial TImes руководитель Национального совета по торговле Питер Наварро. По его словам, одно лишь сохранение в стране крупных заводов, собирающих «американские» товары из иностранных комплектующих, не принесет пользы экономике США в долгосрочной перспективе, а создание собственных крепких цепочек поставок «ускорит рост занятости и зарплат». Наварро, который был советником Трампа во время предвыборной кампании, давно критикует прежнюю торговую политику: «Меня беспокоит реальное влияние дефицита торговли товарами США на темпы роста нашей экономики и доходов».
Питер Наварро, советник Трампа по торговле, даже обвинил Германию в использовании «сильно недооцененного евро» с целью дать преимущество своим экспортерам. Сам Трамп ранее высказывал идею обложить 35%-ной пошлиной автомобили BMW, если они будут импортироваться из Мексики.
Между тем в основе экономического успеха Германии лежит как раз деятельность местных предприятий с глобальным охватом. По оценкам VCI, более 60% ее членов – это экспортеры и США их крупнейший рынок. Но даже эта цифра может не в полной мере демонстрировать зависимость Германии от торговли, так как многие их товары внутри страны покупают более крупные компании, которые затем продают уже готовую продукцию за рубеж.
Многие небольшие немецкие компании поддерживали создание Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), но администрация Трампа фактически объявила это обсуждаемое соглашение между США и ЕС мертвым. «Мы за ТТИП. Стандартизация значительно упрощает жизнь, ведь регулирование химической отрасли в США и ЕС сильно различается», - отмечает Риц из VCI.
Некоторые компании, например Bayer, реагируют на изменение ситуации, увеличивая инвестиции в США. Менее крупная Delo уже открыла подразделение возле Бостона и наняла там 10 человек. Другие компании думают, что правительство канцлера Ангелы Меркель должно попытаться убедить Трампа отказаться от протекционизма. Фьюст из Ifo считает избегание открытой конфронтации умным шагом: «Необходимо установить конфиденциальный диалог и дать понять, что протекционизм не будет работать в долгосрочной перспективе и что любые предпринятые США меры приведут к ответным мерам... Он же бизнесмен и понимает, что такое взаимодействие».
В свою очередь руководство Delo предполагает, что компании, возможно, потребуется выходить на новые рынки, например в Азии. «Давайте посмотрим, что сделает Трамп и насколько это будет серьезно. Если протекционизм станет проблемой, нам придется искать возможности за пределами США, и их достаточно много», – утверждает Саллер.
Перевел Алексей Невельский