Экономика Великобритании растет быстрее всех в «большой семерке»
Потребители игнорируют предупреждения аналитиков о негативных последствиях Brexit, но те не сдаютсяЭкономика Великобритании в IV квартале 2016 г. продолжила расти, не демонстрируя признаков замедления, которого опасались многие экономисты, после того как на июньском референдуме граждане проголосовали за выход из Европейского союза. По предварительным данным британского Национального статистического управления (ONS), ВВП вырос на 0,6%, а за весь 2016 г. – на 2%. Это немногим меньше показателя предшествующего года (2,2%), однако превышает темпы роста в других странах «большой семерки» в 2016 г., согласно ожиданиям МВФ.
Правда, первичная оценка основана лишь примерно на 40% итоговых данных.
Показатель за IV квартал оказался выше консенсус-прогноза (0,5%). «Устойчивые потребительские расходы поддержали расширение сектора услуг», на которые приходится 79% ВВП Великобритании, заявил Даррен Морган, руководитель департамента ONS по расчету ВВП. Рост в секторе услуг в IV квартале составил 0,8% по сравнению с предыдущим кварталом. Особенно хорошо в конце года чувствовали себя отрасли, ориентированные на потребителей, такие как розничная торговля и туризм.
Производственный сектор вырос на 0,7%, отыграв большую часть сжатия за III квартал, что в основном было связано с колебаниями в выпуске лекарственных препаратов. «Темпы роста промышленности увеличились по сравнению с III кварталом, но этот сектор, как и строительство, в целом за год почти не вырос», – сообщил Морган. Однако некоторые отрасли и здесь продемонстрировали отличный результат. Так, производство автомобилей выросло до 17-летнего максимума благодаря рекордному экспорту, стимулируемому, в частности, ослаблением фунта.
Мартин Херуорт, управляющий директор компании по разработке и выпуску умягчителей воды Harvey Water Softeners, рассказал The Wall Street Journal, что перед референдумом рост бизнеса его компании, где заняты около 200 сотрудников, замедлился, однако впоследствии продажи выросли до рекордного уровня. Его основные потребители – домовладельцы старшего возраста, многие из которых поддержали выход из ЕС. «Мне кажется, они вполне довольны тем, что происходит», – говорит Херуорт, голосовавший за сохранение членства в блоке.
Хорошие экономические результаты сейчас очень выгодны правящей консервативной партии. Премьер-министр Тереза Мэй отправляется в тур по нескольким странам (в пятницу она встретится с Дональдом Трампом), чтобы представить свое видение сильной, открытой миру, готовой к заключению двусторонних торговых договоров Великобритании, которая до конца марта планирует начать процесс выхода из ЕС.
Министр финансов Филип Хаммонд заявил: в прошлом году росли все основные сектора, что «является еще одним свидетельством фундаментальной силы и прочности британской экономики».
Опасения, которые высказывали в том числе министерство финансов, Банк Англии и МВФ, что после голосования за выход из ЕС британская экономика свалится в рецессию, оказались необоснованными. Однако экономисты по-прежнему предупреждают, что результаты референдума будут иметь негативные последствия в долгосрочной перспективе. «Оживление экономики в конце 2016 г. по всем признакам было вызвано временным всплеском потребительских расходов, – говорит Сэмюэль Томбс из Pantheon Macroeconomics (цитата по Financial Times). – Ускорение инфляции и небольшое снижение занятости в IV квартале предполагают, что реальные доходы домохозяйств в этом периоде были не выше, чем в предыдущем. Потребители, по-видимому, залезли в долги, чтобы тратить больше».
Согласно данным Британской банковской ассоциации (BBA), потребительские займы в декабре 2016 г. продолжили расти. Однако главный экономист BBA Ребекка Хардинг видит признаки того, что в 2017 г. спрос компаний и домохозяйств на кредиты ослабнет. «Они предвидят повышение процентных ставок и ждут ясности по поводу выхода из ЕС», – объясняет она.
Эндрю Сентанс, входивший в руководство Банка Англии, а сейчас работающий в PwC, ожидает, что в 2017 г. рост ВВП замедлится до 1,5%. «Этот год станет для экономики более серьезным испытанием, так как ускоряющаяся инфляция ограничит расходы потребителей», – приводит его мнение FT.